Алексей Гончаров, корреспондент РИА Новости Крым

Рейдовый буксир «Яны Капу» ВМС Украины, задержанный пограничной службой РФ за нарушение государственной границы России
Мировое сообщество продолжает горячо обсуждать инцидент в Черном море с участием катеров ВМС Украины, задержанных за незаконное вторжение в российские территориальные воды. В украинских и мировых СМИ Россию клеймят "агрессором", атаковавшим "мирные суда" и арестовавшим "невиновных моряков". Официальный Киев требует от Москвы освободить экипажи и вернуть корабли, а от Запада – усилить санкции против "антидемократичного российского государства". В этом режим Порошенко поддерживают правительства ряда западных стран. 

Все о провокации ВМС Украины в Черном море – в сюжете РИА Новости Крым >>

Но ни политики и журналисты соседнего государства, ни эксперты и масс-медиа "цивилизованной" части планеты сегодня почему-то не вспоминают инцидент 18-летней давности, произошедший в том же Черном море с участием турецких рыболовецких шхун и украинских пограничных катеров. Происшествия хотя и не идентичные, но очень схожие. Только в одном случае сторону, законно применившую оружие против дерзких нарушителей, никак не травили в прессе и на международной арене, а в другом – объявили "жестоким агрессором".

Бой на "рыбном месте"

Корабли ВМСУ в Керченском проливе, 25.11.2018 г.
22 марта 2000 года, район острова Змеиный (Одесская область). Украинские пограничники обнаруживают четыре браконьерских судна Турции, вылавливающих камбалу-калкана в экономической зоне Украины. Сюда турецкие рыболовы-нелегалы слетаются, как мухи на мед, ведь здесь идеальное место для нереста камбалы. Используя донные тралы, браконьеры "вычищают" под ноль морское дно, чем наносят колоссальный ущерб экосистеме, уничтожая популяцию этой черноморской рыбы. Но эти "нюансы" не волнуют турецких судовладельцев, получающих баснословные прибыли. Небольшая шхуна за рейс может принять 3-5 тонн камбалы-калкана, стоимость которой – 8-12 долларов за килограмм. Прибыль владельца нескольких таких "посудин" за сезон может доходить до одного миллиона долларов, притом, что самим рыбакам они платят копейки.   

Корабли ВМСУ в Керченском проливе, 25.11.2018 г.
Таких обловщиков  и обнаружили украинские пограничники мартовским днем 2000 года. Встречать "гостей" вышли из Балаклавы и Одессы сторожевые корабли "Григорий Куропятников", "Николаев", "Подiлля" ("Подолье) и "Павел Державин". Отрезав браконьерам пути отхода на родину, пограничники попытались их остановить. Одно из суден – "Ярм Ахмет" – попыталось вырваться. По воспоминаниям командира корабля "Григорий Куропятников", который вел преследование, погоня продолжалась около полутора часов. Турецкая шхуна опасно маневрировала, не реагировала ни на международные сигналы "требую остановиться" и "буду стрелять", ни на соответствующие крики пограничников в мегафон на турецком, русском и английском языках, ни на предупредительную стрельбу в воздух из кормовой пушки и сигнальных ракетниц. Все предупредительные меры были исчерпаны – браконьерское судно продолжало гнуть свою линию и, более того, даже попыталась пойти на таран корабля силовиков. Тогда командир пограничного корабля принял решение открыть огонь на поражение. Выстрелили несколькими холостыми "болванками", чтобы судно остановилось, но никто из рыбаков не погиб. Один из снарядов насквозь пробил корпус шхуны и вышел под углом ниже ватерлинии. Посудина утонула, экипаж в составе 18 человек был спасен. 

 

Но без жертв все же не обошлось. Преследуя другое браконьерское судно – "Серне Финер", – пограничники также использовали все предписанные нормами средства, но не смогли его остановить. Отстреляв все холостые снаряды, пришлось применить боевое оружие. Капитан шхуны погиб, один рыбак получил ранения. Одному судну удалось уйти от преследования. Уцелевшие корабли и моряки были задержаны и отконвоированы к украинским берегам. Кстати, одно из этих суден пограничники впоследствии использовали в разведывательных целях. Выходя на нем в море в поисках браконьеров, украинские стражи границы удачно маскировались под "своих" и проводили не только разведку, но и операции по задержанию нарушителей.  

"Давили со всех сторон"

Артиллерийские катера ВМС Украины
Не правда ли, схожий сценарий? Вот только в недавнем морском происшествии ущерб был минимален: и моряки не погибли, и ни один корабль не ушел на дно. Одним из первых, кто публично напомнил о случае с турецкими шхунами, и сравнил его с событиями 25 ноября этого года, стал бывший министр транспорта Крыма Анатолий Цуркин. Экс-министр в свое время обучался в Севастопольском военно-морском институте им. П.С. Нахимова (ныне Черноморское высшее военно-морское училище им. Нахимова) и имеет отношение к морскому делу.

"По сценарию все также, один в один. Одно предупреждение, второе, сигнал "Лима", погоня… Турки не останавливаются. Никто не церемонится, их в упор расстреливают –  гражданские суда. Суда тонут… Остатки экипажей подняли на борт. Это все, что Вам надо знать об "агрессии" со стороны России и Украины и разности действий", – написал Цуркин в Facebook.

Своим мнением на этот счет с РИА Новости Крым поделился и председатель Крымского регионального отделения организации ветеранов Пограничной службы ФСБ России, полковник в отставке Виктор Мушиманский. Когда 18 лет назад произошел инцидент с браконьерами, Виктор Дмитриевич командовал Симферопольским пограничным отрядом Азово-Черноморского регионального управления Погранвойск Украины. В то время уверенные в своей безнаказанности турецкие браконьеры вели себя нагло и бесцеремонно, массово совершая "набеги" на украинские морские просторы и увозя с собой добычу в виде десятков тонн камбалы-калкана при полном попустительстве властей в Киеве. По словам Мушиманского, в той ситуации пограничники действовали в полном соответствии с украинским законодательством.

В тот период Погранвойска в своих действиях руководствовались украинским законодательством о госгранице и Погранвойсках, которые были практически полной копией законов СССР. Согласно этим документам, решение о пропуске или не пропуске через границу, задержание контрабанды, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, а также применения оружия принимают командиры и начальники пограничных войск, а также старшие пограничного наряда.

"В данном случае решение о применении оружия в отношении шхун-нарушителей принял командир корабля. Эти действия утвердили и высшие руководители погранвойск страны. Все было сделано в строгом соответствии с законом, после того, как все другие средства для остановки шхун были исчерпаны", – отметил он.

Бывший командир Симферопольского Погранотряда вспоминает: и когда задержанные турецкие шхуны и моряки находились под следствием, и когда суд принял решение конфисковать суда и оштрафовать владельцев, на него оказывали давление украинские чиновники высокого ранга. Среди них  тогдашний министр иностранных дел, бывший лидер националистического "Народного руха Украины" Борис Тарасюк, а также украинский консул в Турции. Под угрозой снятия с должности и разжалования они требовали отпустить корабли и всех моряков. 

Задержанные украинские корабли доставлены в порт Керчи
"В итоге мы действовали строго по закону: когда был оплачен штраф, тогда и отпустили", – рассказал Виктор Мушиманский. 

Жесткие, но законные действия пограничников тогда принесли свои плоды. После этого инцидента турецкие рыбаки стали вести себя очень осторожно и практически перестали заходить в украинские воды, благодаря чему популяция камбалы-калкана практически полностью восстановилась.  

Попустительство под маской "законности"

В ситуации с катерами ВМС Украины российские пограничники, по мнению Мушиманского, также действовали жестко, решительно и в соответствии с законодательством РФ.

"Наличие на украинских катерах такого большого количества стрелкового оружия свидетельствует, что они шли на откровенную провокацию – зашли в наши внутренние воды, не реагируя на предупреждения и сигналы, и делали это специально. К тому же, там присутствовали сотрудники СБУ и офицеры ВМСУ вне штата. Для чего? Очевидно, что это провокация с целью нарваться на жесткие действия пограничников РФ или спровоцировать локальные боевые действия. Тем самым представить Украину в качестве жертвы и привлечь международное внимание для осуждения России ", – убежден офицер в отставке. 

По его словам, в таких ситуациях нужно строго охранять границы в соответствии с законом, в политических экономических и военных интересах государства и не оглядываясь на мнение мирового сообщества.

"Что было бы с такими кораблями-нарушителями у берегов Турции или США? Их бы потопили. А от России требуют "соблюдения законности" по отношению к украинским морякам, то есть по сути – попустительства, слабости и нерешительности. Чем больше мы будем это проявлять, тем больше будем иметь таких инцидентов у наших границ", – подчеркнул Виктор Мушиманский. 

Задержанные корабли ВМС Украины в порту Керчи. 26 ноября 2018
Сравнение обоих случаев позволяет сделать однозначный вывод: отдавая приказ капитанам своих судов на нарушение границы, власти Украины знали, как поступит российская сторона. Знали, поскольку сами, находясь в подобной ситуации, действовали по аналогичному сценарию. Более того, вполне возможно, что планы украинских властей предусматривали и возможность жертв среди экипажей кораблей — участников опасного маневра. В примере 18-летней давности, как видим, жертвы были. Однако тогда так называемое мировое сообщество и не подумало поставить их на вид "Незалежной" державе или упрекнуть ее в "неоправданной агрессии". 

Таким образом, пример двух схожих происшествий в Черном море позволяет в очередной раз продемонстрировать проявление политики двойных стандартов —  как со стороны Украины, так и стран Запада. Кого объявлять "жертвой", а кого – "агрессором", диктует геополитическая конъюнктура и "стратегические" интересы больших и не очень государств.