СИМФЕРОПОЛЬ, 11 сен – РИА Новости Крым. Из крымской детской клинической больницы в Краснодар вылетает вертолет санитарной авиации с маленьким пациентом на борту. У младенца врожденный порок сердца. С момента запуска в июле 2017 года санавиация спасла более 150 жизней, из них треть – детские. Корреспондент РИА Новости Крым поднялся в воздух на санитарном вертолете, чтобы узнать, как работают медики и пилоты, которые доставляют в лечебные учреждения требующих срочной помощи пациентов.

Из военных в медики

Командир экипажа вертолета "Ансат" санитарной авиации Республиканского центра медицины катастроф Ринат Ижбулатов в авиации уже более 20 лет. Общее время полетов превышает 2000 часов, из них около 200 – на вертолете санавиации. До этого Ринат служил в ВВС, летал на военных Ми-8 разных модификаций, Ка-32 и Ми-24, а теперь выполняет вполне мирные задачи – перевозит нуждающихся в экстренной медицинской помощи больных.

К сожалению, этому иногда мешает погода. Гроза и другие опасные метеорологические явления – недопустимы с точки зрения безопасности полетов, и на командире воздушного судна лежит ответственность принятия решения о вылете. Командир, внимательно изучив метеорологическую обстановку, принимает решение лететь – маленький пациент, нуждающийся в срочной операции, уже ждет в Республиканской детской клинической больнице (РДКБ).

"Наш пациент – новорожденный, ему необходима операция на сердце, тут каждый час важен. Текущий прогноз погоды позволяет нам выполнить задачу, но на обратном пути есть вероятность образования грозового фронта и обратный вылет, возможно, придется задержать, а может быть придется и заночевать в Краснодаре или Керчи", — говорит Ринат, готовясь к вылету.

Свою работу он любит, но признается: "Моя работа — это большая ответственность, бывает, что медицинская бригада, учитывая состояние больного, просит увеличить скорость полета. И мы делаем это, насколько, конечно, это возможно по техническим характеристикам вертолета. Бывает, просим диспетчеров изменить маршрут полета, максимально спрямив его. Обычно мы летаем на крейсерской скорости 180-200 километров в час, а максимальная у нас – 270, но на максимально допустимой скорости идет большой расход керосина, возрастает износ двигателей", — поясняет летчик.

Пилоты работают в тесном взаимодействии с медицинской бригадой, которая исходя из диагноза больного, просит выполнять полет с учетом их требований. "Например, у больных с инсультами — высота подъема отражается на артериальном давлении и может произойти ухудшение. Поэтому мы летим на минимальной безопасной высоте, чтобы не навредить больному", — уточняет Ринат.

Ради одного пассажира

В Крыму впервые за десятилетия возобновили полеты вертолетов санавиации
"Ансат" отрывается от посадочной площадки и начинает стремительно набирать высоту и скорость. Через несколько секунд пятиэтажки Симферополя становятся словно игрушечными, а пешеходов практически невозможно разглядеть. Через наушники почти не слышно работы двигателей вертолета, но слышны переговоры экипажа, который уверенно берет курс на РДКБ.

"Садимся на территории больницы", — сообщает командир экипажа. Габариты санитарного вертолета дают ему возможность сесть практически в любой местности, где, например, "военный коллега" МИ-8 даже не рискнул бы попробовать. Законы Российской Федерации допускают, что пилоты санитарной авиация для спасения жизни и здоровья человека могут приземляться на любую подходящую площадку, осмотренную и подобранную с воздуха.

Врачи республиканской больницы с маленьким пациентом готовы погрузиться в вертолет, снижающийся над территорией лечебного учреждения. Машина касается поверхности, но до остановки винтов подходить к ней нельзя. Лопасти после пары минут вращения останавливаются. Врач-анестезиолог и фельдшер спешат к вертолету с пациентом — малышом, возраст которого всего несколько дней.

Внутри вертолета его бережно укладывают на специальный медицинский модуль, что ему не очень нравиться, и он демонстрирует свое возмущение обиженным плачем. Врач аккуратно придерживает теплое одеяло, поправляет трубки капельниц, и младенец, немного посопев, засыпает.

"Необходимость в санавиации огромная. У новорожденных бывают пороки сердца, которые можно устранить только оперативным вмешательством, но это необходимо сделать как можно раньше. Фактор времени здесь играет решающую роль. Каждый час на счету. И для того, чтобы операция прошла успешно, надо доставить маленького пациента в Краснодар как можно быстрее", — рассказывает Артур, врач-анестезиолог из РДКБ.

Он совершает далеко не первый вылет на санитарном вертолете "Ансат". "Мы уже привыкли, и я количество вылетов не считаю", — улыбаясь говорит доктор.

Холл многопрофильного республиканского медицинского центра
Тем временем турбины вертолета опять раскручивают лопасти винта и выходят на взлетную мощность — впереди у экипажа, врачей и малыша перелет из Крыма в Краснодар через Керченский пролив, немного в стороне от Крымского моста.

Загранице мы поможем: какую медицинскую помощь оказывают в Крыму интуристам >>

"Ансат" легко поднимается в воздух, взмывает над больницей и стремительно растворяется в небе. Из окон больницы за этим с искренним восхищением наблюдают маленькие пациенты.

"Вертолет жизни"

Машины скорой помощи и спецборт МЧС России
Санитарная авиация Республиканского центра медицины катастроф доставляет пациентов не только в больницы Симферополя, но и за пределы полуострова. Как рассказал РИА Новости Крым руководитель центра Сергей Астанкин, самая дальняя точка – медицинские учреждения Ростова-на-Дону.

"С 20 апреля наше отделение экстренной медицинской помощи укомплектовано вертолетом "Ансат", который в рамках контракта выполняет рейсы по медицинской эвакуации тяжелобольных как в пределах Республики Крым, так и за ее пределами – в Краснодар и Ростов-на-Дону. С начала контракта выполнено 148 рейсов, эвакуировано 162 пациента, из которых 50 детей, из них 28 – в возрасте до года. Они остро нуждались в оказании экстренной медицинской помощи. Из бюджета Российской Федерации и Республики Крым в 2018 году на эти цели было выделено 57 миллионов рублей", — рассказывает Сергей Астанкин.

По его словам, винтокрылая машина существенно облегчила жизнь врачам.

"Эффективность при наличии вертолета возрастает, поскольку раньше эвакуация занимала 4-5 часов из-за загруженности транспортных развязок, а сейчас, например, мы можем эвакуировать пострадавшего из Керчи за час и доставить его в Симферополь. Кроме того, вертолет оснащен современным медицинским модулем, аппаратурой слежения и сопровождения – кардиомонитором, дефибриллятором, аппаратом искусственной вентиляции легких и врачебной укладкой. Все медикаменты своевременно заменяются", — поясняет руководитель центра.

Как он рассказал, медики, выполняющие перелеты на "Ансате", проходят спецподготовку. "Все врачи, принимающие участие в рейсах санавиации, – высококвалифицированные специалисты, которые могут оказать скорую медицинскую помощь на высоком уровне. Во Всероссийском центре медицины катастроф "Защита" еще в 2016 году обучение прошли 64 специалиста, и они повышают квалификацию ежегодно", — сообщил Сергей Астанкин.

Однако, добавляет он, в санавиации, несмотря на название, есть и наземная техника.

Эвакуация тяжелобольных пациентов на самолете МЧС России
"Утрированное понятие, что санитарная авиация — это именно вертолеты. До 2017 года мы были укомплектованы реанимобилями. Они используются и сейчас на короткие расстояния: Бахчисарай, Белогорск и так далее. Кроме того, вертолетные площадки далеко не всегда размещены на территории медучреждений, поэтому у нас достаточно большое время занимает подвоз больного. Участвуют три звена: наземный санитарный транспорт, который забирает больного из того медучреждения, где он находится, довозит до аэропорта "Заводское", откуда взлетает вертолет, и на последней точке его встречает бригада скорой медицинской помощи местной медорганизации", — уточняет Сергей Астанкин.

На момент публикации репортажа стало известно, что маленький пациент был благополучно доставлен в Краснодарскую краевую больницу и прооперирован, а экипаж вертолета вернулся в Крым.