СИМФЕРОПОЛЬ, 1 фев – РИА Новости Крым. После непродолжительных морозов и снегопадов автодороги Крыма преобразились —некоторые участки со свежим ремонтом уже "украшают" ямы и трещины, а о дорогах "с выдержкой" и говорить не приходится. Как шутят автомобилисты — вместе со снегом растаял и асфальт. Субъективное мнение крымских водителей подтверждается экспертным — специалисты Общероссийского народного фронта отметили значительное ухудшение состояния дорог после осенних и зимних осадков в городах Крыма.

Эх, прокачу: зачем Аксенов за рулем пять часов катал чиновников по Симферополю >>

То яма, то канава

Открытая ливневка в Симферополе
Дорожная тема в Крыму всегда на слуху. Это и не удивительно, ведь страдают от ям и трещин не только автомобилисты, но и те, кто передвигается общественным транспортом. Порция утренней "тряски" еще ни у кого позитивных эмоций не вызывала.

Социальные сети полны изображениями разбитых дорог. Вот, к примеру, участок трассы Симферополь-Севастополь в районе села Левадки. Тут водителям приходится вспоминать элемент "змейка", который они проходили в автошколе, либо "прощай, подвеска".

Не лучше ситуация и в городах полуострова. Например, улица Узловая и переулок Химический в крымской столице. Тут, как говорится, русская рулетка — либо повезет и объедешь, либо "поймаешь" яму.

А это — столичная улица Линейная. Тут каждая машина — танк, если не по габаритам, то по проходимости. Объехать выбоины, грязь и ямы здесь невозможно. И похожая ситуация во многих регионах полуострова. 

Когда в Симферополе устранят дефекты в ремонте дорог: срок установлен >>

Всего за два года в Крыму насчитали более 1,2 тысячи проблемных участков — именно столько внесли местные жители на "Карту убитых дорог" в рамках проекта ОНФ.

Много муки в "дорожном тесте"

Антилидерами в рейтинге "убитых дорог" стали Ялта (370 дорог) и Симферополь (330). Причем львиная доля жалоб поступает на состояние дорог, которые недавно ремонтировали. Многие погрешности стали следствием недостаточной проработки технических заданий, подчеркнул эксперт проекта "Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог в Крыму" Виталий Викторов.

"Любой дорожный ремонт — будь то текущий или капитальный — должен начинаться с хороших проектов. Необходимы правильные техзадания и проекты с учетом ливневок, тротуаров и всего остального. Приступая к работам, подрядчик должен точно знать, что ему надо делать", — сказал он в эфире радио "Спутник в Крыму".

Упал в гололед или пробил колесо в яме: как жителям Крыма добиться компенсации через суд >>

И вместо того, чтобы исправлять недочеты в авральном режиме, необходимо еще на этапе разработки проекта просчитать возможные проблемные ситуации, считают эксперты.

"Здесь нет одного "крайнего". Нужно начинать с грамотного технического задания, это подрядчику дает четкое понимание, что он делает и как. Бывает, что вскрываются люки или инженерные сети, о которых ранее никто не знал. При этом они действующие и их невозможно просто перерубить", — пояснил в эфире эксперт ОНФ Артем Евтушенко.

Еще одна проблема — в долгой и обязательной цепочке, которая предшествует непосредственному ремонту дорог. От момента выделения денег на улично-дорожную сеть до сдачи объекта в эксплуатацию проходит немало времени.

"Финансирование у нас начинается ориентировочно в апреле, после этого идут торги. Потом кто-то из участников может начать их оспаривать, в итоге заканчивается это только к лету. Затем — этап проектирования. По классике нашего крымского жанра проектирование выигрывает материковая компания. И мы сталкиваемся с тем, что специалист той или иной компании даже никогда не был на объекте. Он по картам проектирует дорогу и в итоге получается то, что получается. Ремонт без учета съездов, выездов и других нюансов", — перечислил Евтушенко.

Глава Минтранса рассказал, где в Симферополе повторно отремонтируют дороги >>

Далее проект проходит экспертизу и на объект выходит подрядчик. При снятии старого слоя асфальта он нередко находит "сюрпризы", которые в первичных документах учтены не были. И тут начинается процесс составления дефектовочных актов, корректировка работ, а время уже близится к осени, а значит, и сроки поджимают.

"Осень — сезон похолоданий и дождей, и вот тут подрядчик начинает гнать, пытаясь закончить в срок. С него ответственность не снимается, так как пословицу про груздь и кузов все помнят и надо рассчитывать свои силы и возможности. И, тем не менее, происходит так", — констатировал эксперт.

В результате работа выполнена не по ГОСТу. Нередко дорожники пытаются успеть в срок не за счет работы в три смены, а исключительно ценой "недоделок", утверждают эксперты дорожной отрасти.

"Подрядчики же тоже не всегда соблюдают технологию и нормы. Бывает, что они снимают не то количество асфальта, которое необходимо. Мы это тоже фиксировали. А главное — материал, который используется. Почему, например, в Симферополе размыло улицу Кубанскую? Потому что использовали щебень с глиной. В Крыму щебень такой и его нужно промывать, а это дороже… Принцип теста в муке — мука позволяет ему не прилипать. Так и тут — прослойка глины не связывает между собой щебень, и любая элементарная нагрузка приводит к результату, который мы видим. Соответственно пройдет дождь, и проблема опять вскроется", — заявил Артем Евтушенко.

В Симферополе выявили дефекты на всех отремонтированных улицах >>

Новые деньги на ремонт

В 2019 году на капитальный ремонт и содержание дорог крымским муниципалитетам выделят по 100 млн рублей. Такое решение было принято главой РК Сергеем Аксеновым. Он поручил учесть ошибки прошлого года и не затягивать со сдачей объектов, планировать завершение строительства и ремонта дорожного полотна до 1 октября.

"По расходной части бюджета необходимо сделать правильные выводы, чтобы ситуация с дорожниками и застройщиками у нас не повторялась. То есть до 1 октября должны быть завершены все дорожные работы, обеспечивалась только подготовка документации по вводу этих объектов в эксплуатацию. Иначе получится так, как в Симферополе: 70% объектов, начатых в 2018 году, не закончены", — сообщил ранее Аксенов.

Знаки ремонтных работ на улице Севастопольская в Симферополе
Власти Симферополя заверяют — замечания учли. Как рассказала начальник департамента городского хозяйства администрации крымской столицы Эльвира Евтухова, в прошлом году с заключением контракта на выполнение дорожных работ затянули из-за того, что конкурсанты пытались оспорить участие в торгах. В этом году они стараются просчитать все проблемные моменты заранее.

"Прежде чем проводить работы, мы направили во все ресурсные организации информацию о том, что и когда мы планируем делать, чтобы они проверили состояние своих коммуникаций и в случае необходимости провели замену и выполнили ремонт", — проинформировала в эфире "Спутника в Крыму" Эльвира Евтухова.

"Холмы, горбы и волны": Аксенов оценил новые дороги Симферополя >>

Что касается качества дорожных работ, то повысить его можно за счет сдвига стартовых сроков ремонта, убеждена начальник департамента капстроительства администрации Симферополя Алла Кудряшова. По принципу "раньше начнешь — раньше закончишь", то есть успеешь до осадков и морозов. Однако для этого нужны управленческие решения другого уровня.

"Это вопрос законодательный и его нужно рассматривать на уровне руководства. Необходимы более ранние решения в доведении лимитов до заказчиков. То есть определиться с планами на предстоящий период нужно уже в настоящем. Контрактоваться на следующий год необходимо в декабре-январе, соответственно все решения о бюджете должны быть в октябре-ноябре", — считает она.

В двух районах Крыма отремонтируют 10 км дорог >>

Кого призывать к ответу

А теперь об идеальной системе. "Убитая" дорога обозначена, деньги выделены, подрядчик приступает к работам и сдает объект в срок. Крымчане верят, что рано или поздно так и будет. И каждую следующую отремонтированную дорогу ждут с нетерпением, однако нередко на смену радости приходит разочарование. 

На проблемных участках ливневок нет, канализационные люки гордо возвышаются над дорожным покрытием, к тому же на свежем асфальте "красуются" трещины, волны и ямы. Кто виноват и что делать?

Срок службы дорог рассчитан на определенный период‚ в течение которого на ее состояние оказывают воздействие и транспорт, и климатические условия (скачки температуры, влага, снег и прочее). Дефекты и разрушения дорожного покрытия возникают в двух случаях: в связи с загруженностью дорог и износом материалов, а также из-за некачественного выполнения строительных работ. 

"Однозначно в рамках заключенных муниципальных контрактов претензии предъявляются исполнителю работ: кто производил ремонт, какие материалы использовал, какие документы предъявлялись. Все это должно быть проанализировано и сделаны выводы по качеству, эксплуатационным характеристикам, нагрузке на магистраль и всем факторам. А потом уже, исходя из конкретной ситуации, необходимо или отработать с подрядчиком вопрос в рамках гарантийных обязательств, или принять меры в рамках эксплуатации", — подчеркнула начальник департамента капстроительства администрации Симферополя Алла Кудряшова.

Вода в переходах, погнутые заборы: недочеты в ремонте дорог Симферополя >>

Капитальный ремонт дорог в Евпатории
Что касается коммуникаций и ливневок, о необходимости обустройства которых на дорогах крымской столицы неоднократно говорили представители власти и местные жители, то при проведении следующих работ при наличии технического обоснования их будут учитывать. 

"На сегодняшний день на всех объектах, которые попадают в план капитального ремонта, строительства или реконструкции за счет средств местного, регионального или федерального бюджета, в документации предусматривается сеть коммуникаций, в том числе при необходимости, ливневой канализации. То есть объекты, которые включены в план на 2019 год, предполагают комплекс мероприятий, в том числе строительство ливневок", — проинформировала Кудряшова.

А пока эксперты ОНФ рекомендуют всем жителям и гостям полуострова наносить проблемные участки на "Карту убитых дорог" — муниципальные власти следят за антирейтингом и учитывают его при составлении планов ремонта. Например, в администрации крымской столицы заверили, что все обращения горожан на некачественные дороги фиксируются, на ряде дорог уже проведен текущий или капитальный ремонт.

Глава Симферополя рассказала, кто и когда исправит ошибки в ремонте дорог >>

Что касается этого года, то власти ставят себе две основные "дорожные" задачи: принять после работы над ошибками ремонтируемые в 2018-ом участки и провести ремонт еще трех объектов. В списке "претендентов" — Александра Невского, Караимская (Кавказская, Пролетарская) и Карла Маркса. Сейчас документы по этим дорогам находятся на согласовании Росавтодора.

Эксперты ОНФ убеждены, что если в этом году власти крымских городов и районов сделают вывод из своих недоработок и уделят должное внимание содержанию дорог, то ситуация в Крыму выровняется. Только при соблюдении нормативов и качественном подходе к работам дорожный ремонт будет служить несколько лет, а не месяцев.

Фотофакт: как люки "вписались" в капитальный ремонт дорог в Симферополе >>