ФЕОДОСИЯ, 29 июля – РИА Новости Крым, Галина Оленева. 29 июля исполняется 203 года со дня рождения Ивана Константиновича Айвазовского и 140 лет Феодосийской картинной галерее.

О том, как галерея живет в условиях ограничительных мер, о ее прошлом, настоящем и будущем корреспондент РИА Новости Крым поговорил с ее директором Татьяной Гайдук.

"Со всеми в ней картинами..."

Чтобы попасть в кабинет директора, необходимо пересечь несколько залов галереи и подняться по узкой деревянной лесенке на третий этаж. Окна выходят во двор, в центре которого растет огромная шелковица - не обнять вдвоем. Внутри - большой переговорный стол с огромным количеством книг и документов на нем.

Татьяна Викторовна - хозяйка этого кабинета уже более 20 лет. Об истории Виллы Маэстро и русской маринистической живописи может говорить часами, с удовольствием делится планами – в рамках реализации ФЦП галерею ожидают большие перемены.

При этом на некоторые вопросы отвечает с осторожностью, подбирая каждое слово, руководствуясь гиппократовской моделью – "не навреди!". Нашу беседу начинает с развернутой исторической справки: "Строительство этого дома завершилось в 1847 году. Спустя 33 года Айвазовский пристраивает к нему большой зал высотой 4 метра, площадью 260 квадратов, и 29 июля 1880 года, в свой 63-й день рождения, открывает первую в России публичную частную галерею".

Тогда в стране существовало всего два музея, открытых для всеобщего обозрения: Эрмитаж в Петербурге и Румянцевский музей в Москве. А вот знаменитая "Третьяковка" открылась для публики только спустя 13 лет.

"Сразу в этом большом зале была сцена, где играли Венявский, Спендиаров, Рубинштейн… Айвазовский делал так, что его дом становился центром культуры и просвещения. Экспозиционная площадь изначально была мала: в стене, которая выходила на Галерейную, были окна. Проемы видны и сейчас. Чтобы увеличить площадь, Айвазовский выставлял вдоль этой стены мольберты. Спустя 12 лет художник проведет реконструкцию зала, закроет окна и сделает большой стеклянный фонарь – светопрозрачную крышу", - рассказывает Татьяна Викторовна.

"Он очень много работал, был первым русским художником, который стал делать персональные выставки. Картины писал в мастерской, откуда они спускались в галерею, и каждый день экспозиция увеличивалась. До тех пор, пока коллекция не уезжала куда-то на выставку. И снова в зале начинали накапливаться работы. И это было здорово, поскольку публику ожидали совершенно новые впечатления, а возможность общения с художником добавляла галерее дополнительный шарм", - продолжает директор галереи.

Больше всего посетителей было летом и осенью, когда в феодосийский порт заходили пассажирские пароходы. Входных билетов и фиксированной платы не существовало. Вместо этого к двери крепилась кружка, куда посетители могли опускать деньги — кто сколько захочет. "По воле художника эти средства поступали в Феодосийское благотворительное общество и распределялись среди бедных горожан", - говорит Татьяна Викторовна.

Айвазовский скончался в 1900 году. Тогда в галерее находилось несколько скульптур и 49 его работ. Пятидесятую, которая осталась незавершенной, подарила вдова художника. Это то, что маринист завещал городу:

"Мое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю галерею городу Феодосии, моему родному городу".
Бюджет выживания и вера в возрождение: 140 лет галерее Айвазовского
Главный зал галереи им. Айвазовского. Архивное фото

Ветер перемен и чудесный путеводитель

Остальное имущество унаследовала Анна Никитична - супруга Ивана Константиновича. До начала Первой мировой войны галерея существовала в таком виде. В октябре 1914 года, когда возможен был обстрел города вражескими кораблями, ненадолго эвакуировалась в Симферополь. В марте 1918-го, с установлением советской власти в Крыму, картины в спецвагоне вернулись в Феодосию.

"У молодого государства тогда появилось много притязаний, и часто их предметом становились культурные и художественные ценности. В это время у Анны Никитичны все было экспроприировано. Она осталась в "квартире" – это несколько помещений в огромном доме Айвазовского. На остальных площадях устроили так называемую выставку ценностей, где выставляли все экспроприированное. Позже стали продавать", - говорит Гайдук.

В 1922 году была создана сеть государственных музеев страны, в которую вошла и галерея. Ее директором становится Николай Степанович Барсамов. Именно он собрал самую крупную в мире коллекцию работ мариниста.

"Как виделось гражданам страны того времени, картины художника не представляли большой ценности: тяжелый труд моряков и рыбаков не изобразил. Все море да море. Поэтому добыть эти картины из разных накопителей было не так уж сложно", - улыбается собеседница.

Площадь галереи все расширялась, коллекция пополнилась. В 30 годах Николай Степанович открывает здесь художественную студию. А в 41-ом молодые студийцы помогут ему эвакуировать коллекцию: теплоходом "Калинин" в последний сентябрьский день картины были вывезены в Новороссийск.

"Город (Новороссийск - ред.) бомбили. Пришлось перебираться дальше. Барсамов в поисках подходящего транспорта дни проводил в коридорах власти, но понимания не нашел. Эвакуация идет полным ходом, до картин никому нет дела. Вечером, полностью поникший, он вернулся туда, где квартировался. Тогда его супруга Софья Александровна вышла из дома и пошла на железнодорожную станцию. Прямо вдоль рельс пошла, и, случайно встретив какого-то человека, стала уговаривать помочь вывезти картины. Не находя понимания, она достала из ридикюля путеводитель по галерее, протянула его железнодорожнику и договорилась о новой встрече. Уже потом выяснилось, что случайный встречный – начальник станции, а его прикованная к постели дочь - большая поклонница творчества Айвазовского. Увидев дома книжку, она просила оставить ее себе и умоляла отца спасти коллекцию. Барсамовы получили вагон и отправились в Краснодар", - рассказывает Татьяна Викторовна и называет это настоящим чудом.

Потом был Ереван, где коллекция находилась весь период оккупации Феодосии. А когда город освободили, Николай Степанович начал переписку с Москвой, чтоб вернуть картины обратно.

"Ну и ереванский музей тоже начал переписку. Это сложный момент. Конечно, мы безмерно благодарны музею за помощь, но, чтобы достать коллекцию из тесных объятий ереванских музейщиков, потребовались некоторые усилия. Специальным постановлением Совета министров галерея все же была возвращена", - заключает Татьяна Викторовна.

Большие игры и мелкие пакости

В Феодосийской картинной галерее сейчас хранится 416 произведений Айвазовского. Вся же коллекция музейного учреждения насчитывает около 10 тысяч единиц хранения. По словам Татьяны Гайдук, оценить собрание в денежном эквиваленте невозможно. Однако приблизительное представление можно составить, обратившись к сообщениям ряда СМИ от 3 июня, когда работа Ивана Айвазовского "Неаполитанский залив" была продана на аукционе Sotheby's за 2,295 миллиона фунтов стерлингов (2,89 миллиона долларов). Там, где речь идет о цифрах такого порядка, чаще всего не обходится без грязных игр. 

"Айвазовский написал 6 тысяч картин. А на аукционах продано в несколько раз больше. (Бывает), недобросовестные специалисты пытаются выдать копии за оригинал, понимая, что все, кроме музейных предметов, уже продано. И вот пытались создать у публики представление о том, что распродаются российские музейные коллекции. На самом деле этого не было. Мощная тенденция на понижение имиджа российских музеев была в 90-е - начале 2000 годов. Шла большая игра в международном масштабе", - поясняет директор галереи.

Сегодня, по ее словам, ситуация изменилась. Буквально несколько лет назад возник спорный вопрос, и галерея готовила совместное коммюнике с аукционным домом Christie’s: "Для меня это был знак, что аукционные дома становятся разборчивыми".

Однако полностью прекратить слухи вокруг коллекции не удалось до сих пор - например, о том, что коллекция галереи якобы давно не оригинальна. Такие предположения Татьяну Викторовну возмущают: 

"У нас уникальная коллекция, которая содержит самый большой массив эталонных произведений Айвазовского. Это значит, во время экспертизы других работ идет сравнение с массивом эталонных. И такая работа ведется постоянно. К тому же в галерее работают лучшие эксперты, в том числе два эксперта Министерства культуры РФ. Но, конечно, это не авторитет для тех людей, которые все это обсуждают", - говорит она и недоумевает, когда такие слухи распространяют сами феодосийцы.

"Вот стоят электрокары возле галереи. Водители говорят людям: "Зачем вам эта очередь? Там уже давно нет Айвазовского. Садитесь, поедем, покажем, где он родился, где его настоящий дом". Это невозможные разговоры! Но только ради того, чтобы развеять эти глупые слухи, тратить миллионы на проведение экспертизы неуместно, такого нет в практике ни у одного отечественного государственного музея", - заключает Татьяна Викторовна.

Коронавирус и бюджет выживания

Сегодня галерея Айвазовского - третий по посещаемости региональный художественный музей России (два первых места у истринского и новосибирского музейных комплексов). Полный билет стоит 300 рублей. В прошлом году доход учреждения составил 38 миллионов. Однако, по словам Татьяны Гайдук, этого едва хватает на содержание галереи даже по самым скромным подсчетам:

"Конечно, это не бюджет развития, а бюджет выживания. Люди, как правило, не знают, сколько стоит содержать музей. Оплата труда, начисления на зарплату, все виды охраны – физическая и пультовая, налоги, коммунальные платежи, поставка газа и содержание котельной – это 2,7 млн. ежемесячно. А ведь существуют и другие текущие расходы. Город нас финансирует в размере 3% от потребности. Это не более 1,5 млн. в год", - говорит директор.

При этом часть средств, заработанных в текущем году, необходимо отложить на уплату налогов в первом полугодие следующего, поскольку зарабатывать по-настоящему Феодосийская картинная галерея традиционно начинает только в июне. Но в условиях пандемии традиции такого рода рушатся.

Бюджет выживания и вера в возрождение: 140 лет галерее Айвазовского
Коронавирус в Крыму: апрель. Пустые улицы Феодосии перед галереей им.Айвазовского

"Коронавирусная история ударила по нам в значительной степени. Мы никого не сократили, продолжали работу дистанционно, в режиме онлайн, платили зарплату. У нас за эти 2,5 месяца израсходована подушка безопасности. Сейчас работаем в ограниченном режиме", - вздыхает Татьяна Викторовна.

В соответствии с требованиями Роспотребнадзора, посетителей здесь принимают по сеансам: каждые 10 минут в дом мариниста входит 15 человек, обязательно в масках. С утра здесь огромные очереди, примерно к 15 часам кассы распродают все билеты до конца дня и закрываются. Посетители продолжают попадать в дом художника до 16 часов. Такой режим втрое сокращает количество посещений: если в прошлом году в это время в день проходило до 3,5 тыс. человек, в этом – не более 1,2 тыс.

/

"Я обращаюсь к властям с тем, чтобы галерея не пострадала. Все время доношу, что нам нужна помощь со стороны города. Это позиция президента России – учреждения культуры не должны пострадать!", - подчеркивает Гайдук.

Вообще, по ее мнению, пандемия изменит привычный уклад жизни, в том числе и музейной:

"Возникнут новые приоритеты. В этой связи очень важно в очередной раз по-новому заявить о себе. И не только в Крыму, но и за его пределами, чтобы в новых реалиях галерея не потеряла своей притягательности. Уже в августовских планах у нас презентационные мероприятия на Ростов-Экспо. Дальше совместно с московским правительством в Доме Москвы в Ереване мы делаем большую академическую лекцию по Айвазовскому и галерее. В ноябре готовимся принять участие в выставке в московском Манеже: туда будут отправлены две картины достаточно большого формата. Мне хотелось бы параллельно с этой выставкой решить некоторые реставрационные проблемы, сейчас на эту тему идет серьезный переговорный процесс".

Вопросы заработка и развития Татьяна Гайдук очень резко разграничивает.

"Доход - приятный побочный эффект правильной тактики музейной работы. Основное - сохранение, изучение, документирование культурного наследия. Ну и еще одна задача музейных работников – сделать привлекательным объект показа. В нашем случае - постоянно актуализировать Айвазовского, который умер 120 лет назад. При этом экспозиция у нас не менялась с 2007 года. Это вопрос контента, подачи, новых форм. Вот сейчас интерактивные квесты проводим, например. Но, конечно, глобально вопрос решит расширение экспозиционных площадей. Это ожидает нас в рамках Федеральной целевой программы", - заключает она.

Эпоха возрождения по-феодосийски

Глобальное преображение ожидает картинную галерею уже совсем скоро. На эти цели из федерального бюджета в рамках ФЦП выделили более 800 миллионов рублей. Новейшие технологии экспонирования и хранения картин, пространства для мастер-классов и массовых культурных мероприятий, реставрационные мастерские и фонды хранения, современная инфраструктура для обслуживания гостей. Таким специалисты видят будущий "музейный квартал" на базе Феодосийской картинной галереи имени Ивана Айвазовского.

"Подготовлено технико-экономическое обоснование, которое прошло все экспертизы, теперь завершаются работы по созданию проектно-сметной документации. Ее изготовлением занимается симферопольская фирма "Кирамет" (в портфолио этого проектного института - проекты реконструкции морского вокзала Ялты, симферопольского музейного комплекса "Неаполь Скифский", евпаторийского исторического квартала и др., – ред.). Далее пройдут торги на определение подрядчика, который проведет строительно-монтажные работы", - перечисляет Гайдук.

Уже в 2016 году в рамках ФПЦ на объекте провели противоаварийные работы, стоимость которых составила около 30 млн. рублей. На эти деньги отреставрирована черепичная кровля, частично – стропильная система. Над главным выставочным залом (который сейчас находится в аварийном состоянии) сооружен защитный колпак. А вот реставрация, по словам директора, должна начаться в начале следующего года.

"Сколько продлится - пока не знаю, у нас еще нет проектно-сметной документации. Изначально планировался 2022 год. Сейчас пытаются держаться в рамках установленного срока. Но это все беспрецедентно, и это большие исследования. Думаю, сроки немного сдвинутся. Вот по Бахчисарайскому дворцу перенесли на 2025 год. А если они перенесены там, то вообще по всем объектам будут перенесены", - предполагает директор.

В любом случае, для посетителей период реставрации пройдет относительно незаметно, поскольку работы будут вестись в три этапа.

Ханский дворец в Бахчисарае
"Сначала реставрация главного выставочного здания, помещений первого этажа, одновременно во дворе будет воздвигаться фондохранилище. Когда это будет завершено, существующая экспозиция, которая сейчас размещена на втором этаже, переедет в главный выставочный зал и в помещения первого этажа. В освободившихся залах начнется ремонт - это будет второй этап. Во время третьего пройдет реставрация дома сестры (второй корпус галереи - ред.). Будет и еще один этап на территории бывшего военного городка в рамках следующей очереди финансирования. Как раз сейчас начинается изготовление технико-экономического обоснования. И вот там добавятся новые мастерские, экспозиционные площадки", - перечисляет Татьяна Гайдук.

"Несомненно, Айвазовский останется центральной фигурой. Но также мы сможем показывать много Богаевского, больше Волошина, Латри… Крымское искусство, которое само по себе великолепно!", - с последним утверждением Феодосийской картинной галереи сложно не согласиться - все меняется, и застывать не должны даже музеи.

Одно только хочется сохранить неизменным – удивительный дух этого места, наполненного историей и овеянного легендами. И старую шелковицу во дворе.