Андрей Киреев, корреспондент РИА Новости Крым

Среди всех подземных сооружений Севастополя особое место занимает комплекс для обслуживания и укрытия подводных лодок в Балаклаве – объект №825 ГТС. Во-первых, подобных сооружений на весь Советский Союз было всего три – помимо ЧФ, похожие объекты были в распоряжении Северного флота (пункт базирования Видяево) и Тихоокеанского флота (бухта Павловского). Во-вторых, кроме самой базы, в комплексе размещалось сверхсекретное хранилище ядерных боевых частей для ракет и торпед, о чем знал лишь узкий круг посвященных лиц.

Рассказом о сверхсекретном комплексе, где ремонтировали подлодки и хранили ядерные боевые части для ракет и торпед, РИА Новости Крым продолжает серию публикаций о подземном "дублере" Севастополя.

Схема подземного комплекса внутри горы Таврос в Балаклаве – объекты №825 ГТС и №820 РТБСхема подземного комплекса внутри горы Таврос в Балаклаве – объекты №825 ГТС и №820 РТБСхема подземного комплекса внутри горы Таврос в Балаклаве – объекты №825 ГТС и №820 РТБ1106843221rian_crimeaРИА Новости Крым.1Андрей КиреевСхема подземного комплекса внутри горы Таврос в Балаклаве – объекты №825 ГТС и №820 РТБ 1116444889 0 4376 185 1630 1116444889 0 4376 0 2926 1116444889 724 3652 0 2928 1116444889 0 4376 232 2695 1116444889 1094 3281 0 2928 1116444889 71 4304 0 2928 1116444889 236 4140 0 2928 1116444889 0 4376 0 2928 1116444889 0 4376 222 2705 1116444889 138 4237 0 2928 1116444889 724 3652 0 2928 1116444889 0 4376 3 2924 1116444889 724 3652 0 2928 1116444889 0 4376 0 2928 1116444889 138 4237 0 2928 1116444889 0 4376 0 2928 1116444889 0 4376 219 2708 1116444889 0 4376 227 2700

Красота и тайна

Балаклава – это небольшая уютная бухта, спрятанная между скальными массивами, руины генуэзской крепости Чембало, маленькие домики и сотни небольших яхт и лодок. Это одно из самых красивых мест Крыма, которое не оставляет равнодушным ни одного побывавшего здесь человека. Во времена СССР это место было закрыто не только от туристов, но и от жителей Севастополя.

"Балаклавская бухта в длину — около 1,2 тыс метров, ее ширина на выходе — 200-400 метров. Она не просматривается со стороны моря, поэтому очень удобна для размещения здесь подводного флота. Первые подводные лодки появились здесь еще во времена царской России, не удивительно, что после войны в Балаклаве решили создавать базу", — рассказал РИА Новости Крым заместитель директора военно-исторического музея фортификационных сооружений, в состав которого входит подземный музейный комплекс, Валерий Иванов.

Подводная лодка в разрезе – экспонат Балаклавского подземного музейного комплексаПодводная лодка в разрезе – экспонат Балаклавского подземного музейного комплексаПодводная лодка в разрезе – экспонат Балаклавского подземного музейного комплекса1106843221rian_crimeaРИА Новости Крым.1Андрей КиреевПодводная лодка в разрезе – экспонат Балаклавского подземного музейного комплекса 1116445697 0 4811 0 3199 1116445697 1166 3987 6 3199 1116445697 0 4811 0 3199 1116445697 0 4811 0 3199 1116445697 804 4006 0 3202 1116445697 0 4811 247 2954 1116445697 1210 3600 0 3202 1116445697 90 4720 0 3202 1116445697 270 4540 0 3202 1116445697 0 4811 0 3202 1116445697 0 4811 236 2965 1116445697 164 4646 0 3202 1116445697 804 4006 0 3202 1116445697 7 4803 0 3202 1116445697 804 4006 0 3202 1116445697 0 4811 0 3202 1116445697 164 4646 0 3202 1116445697 0 4811 804 2397 1116445697 0 4811 232 2969 1116445697 0 4811 241 2960

Помимо удобной бухты, Балаклава обладала еще одной важной составляющей для развертывания базы подлодок – прямым и коротким (около 350 километров) маршрутами до турецкого пролива Босфор – ворот в Средиземное море.

"После войны в Балаклаве было размещено 14 подводных лодок. Стояли они открыто, и в связи с появлением ядерного оружия возник вопрос их укрытия", — отметил Иванов.

Подземный штаб гражданской обороны: призрак холодной войны в Симферополе >>

Секретный проект был разработан специалистами научно-исследовательского института в Ленинграде. В 1957 году специальное строительное управление №528 приступило к возведению комплекса внутри 130-метровой горы Таврос.

"Работы велись в таком режиме секретности, что отвал вывозили ночью, а в сам объект на грузовых машинах заезжали специальные водители, которые на выходе передавали машины коллегам без допуска", — отметил замдиректора музея.

Заместитель директора военно-исторического музея фортификационных сооружений в Севастополе Валерий ИвановЗаместитель директора военно-исторического музея фортификационных сооружений в Севастополе Валерий ИвановЗаместитель директора военно-исторического музея фортификационных сооружений в Севастополе Валерий Иванов1106843221rian_crimeaРИА Новости Крым.1Андрей КиреевЗаместитель директора военно-исторического музея фортификационных сооружений в Севастополе Валерий Иванов 1116444827 1860 4307 0 3277 1116444827 0 4928 0 3277 1116444827 0 4928 0 3277 1116444827 824 4104 0 3280 1116444827 0 4928 253 3026 1116444827 92 4835 0 3280 1116444827 277 4650 0 3280 1116444827 0 4928 0 3280 1116444827 0 4928 242 3037 1116444827 168 4760 0 3280 1116444827 824 4104 0 3280 1116444827 7 4920 0 3280 1116444827 824 4104 0 3280 1116444827 0 4928 0 3280 1116444827 168 4760 0 3280 1116444827 0 4928 824 2455 1116444827 0 4928 238 3041 1116444827 0 4928 247 3032

Всего на объекте трудились 370 человек. Входы и выходы в комплекс закрывались специальной маскировочной сетью, которая сливалась с рельефом горы.

Ядерная угроза миновала: диггеры показали советское бомбоубежище в Симферополе >>

"Существует очень много видом разведки: оптическая визуальная разведка, фоторазведка, радиоразведка и так далее. Периодически над Балаклавой пролетали иностранные военные спутники. И на все эти виды разведки надо было отвечать контрмерами", — поясняет эксперт.

Подземный комплекс состоял из пяти объектов – станция для производства кислорода, склад горюче-смазочных материалов, минно-торпедная часть, канал для укрытия подводных лодок и заводская часть канала вместе с сухим доком. Позже выяснилось, что в состав комплекса входил еще один объект — №820 РТБ – хранилище ядерных и термоядерных зарядов для ракет и торпед. "Это была главная причина, почему доступ в Балаклаву был закрыт. Здесь в основном жили семьи подводников", — подчеркнул Иванов.

Вырубленный в скале в Балаклаве канал для прохода подводных лодок Вырубленный в скале в Балаклаве канал для прохода подводных лодок Вырубленный в скале в Балаклаве канал для прохода подводных лодок 1106843221rian_crimeaРИА Новости Крым.1Андрей КиреевВырубленный в скале в Балаклаве канал для прохода подводных лодок 1116445141 0 4928 0 3277 1116445141 1019 3908 6 3277 1116445141 0 4928 0 3277 1116445141 0 4928 0 3277 1116445141 824 4104 0 3280 1116445141 0 4928 253 3026 1116445141 1239 3688 0 3280 1116445141 92 4835 0 3280 1116445141 277 4650 0 3280 1116445141 0 4928 0 3280 1116445141 0 4928 242 3037 1116445141 168 4760 0 3280 1116445141 824 4104 0 3280 1116445141 7 4920 0 3280 1116445141 824 4104 0 3280 1116445141 0 4928 0 3280 1116445141 168 4760 0 3280 1116445141 0 4928 824 2455 1116445141 0 4928 238 3041 1116445141 0 4928 247 3032

Работницы подземного спецкомбината №1 в Севастополе
Самая сложная часть сооружения – канал, который строили на восемь метров ниже уровня моря. Одна группа проходчиков прокладывала тоннель со стороны входа в объект, вторая – со стороны выхода, примерно в центре канала они соединились. "Глубина канала составляет восемь метров, длинна 608 метров, ширина от 10 (в доковой части) до 22 метров. На время работ входы в канал были перекрыты, когда же их открыли и пошла вода, то на какое-то время вода в Балаклавской бухте опустилась на полметра", — отметил собеседник РИА Новости Крым.

В 1961 году работы по проекту были завершены и объект №825 ГТС вступил в строй.

"Пять Хиросим"

Работницы подземного спецкомбината №1 в Севастополе
Чтобы подводная лодка зашла в канал, необходимо было провести целую процедуру. "Для начала необходимо было отодвинуть мост, который в обычное время перекрывал вход в объект и служил для проезда автомобилей и прохода людей. Он был установлен на специальных подушках, в которых закачивали воздух – мост поднимался и оттаскивался в сторону. Причем делать это надо было в темное время суток, чтобы не попасться спутникам. Лодку заводили в канал при отключенных двигателях специальными тросами. После этого ее заводили в сухой док, предварительно открыв малый батопорт (плавучий гидротехнический затвор), насосами откачивали воду, обвешивали лесами и начинали делать ремонт", — отметил Иванов.

Северный вход в объект №825 прикрывал массивный металлический батопорт весом 150 тонн, который мог, как и весь комплекс, выдержать удар ядерного боеприпаса мощностью 100 килотонн. Для сравнения: американская атомная бомба "Малыш", которая уничтожила японский город Хиросима, была мощностью 13-18 килотонн. Южный вход в канал защищал затвор из набора шандорных плит.

Вход в вырубленный в скале в Балаклаве канал объекта №825 ГТСВход в вырубленный в скале в Балаклаве канал объекта №825 ГТСВход в вырубленный в скале в Балаклаве канал объекта №825 ГТС1106843221rian_crimeaРИА Новости Крым.1Андрей КиреевВход в вырубленный в скале в Балаклаве канал объекта №825 ГТС 1116444958 0 4928 1238 2864 1116444958 0 4928 0 3277 1116444958 1019 3908 6 3277 1116444958 0 4928 0 3277 1116444958 0 4928 0 3277 1116444958 824 4104 0 3280 1116444958 0 4928 253 3026 1116444958 1239 3688 0 3280 1116444958 92 4835 0 3280 1116444958 277 4650 0 3280 1116444958 0 4928 0 3280 1116444958 0 4928 242 3037 1116444958 168 4760 0 3280 1116444958 824 4104 0 3280 1116444958 7 4920 0 3280 1116444958 824 4104 0 3280 1116444958 0 4928 0 3280 1116444958 168 4760 0 3280 1116444958 0 4928 238 3041 1116444958 0 4928 247 3032

Одновременно в канале могли укрываться, в зависимости от класса, семь-девять подлодок. В случае ядерной опасности здесь же могли спрятаться около 3 тыс человек.

Входы в объект прикрывали массивные полукруглые двери. При этом паттерны комплекса были не прямыми, а закругленными. Это было сделано для того, чтобы взрывная волна не смогла разрушить подземные укрытия.

Паттерна объекта №820 РТБ в БалаклавеПаттерна объекта №820 РТБ в БалаклавеПаттерна объекта №820 РТБ в Балаклаве1106843221rian_crimeaРИА Новости Крым.1Андрей КиреевПаттерна объекта №820 РТБ в Балаклаве 1116445418 0 4928 0 3277 1116445418 1019 3908 6 3277 1116445418 0 4928 0 3277 1116445418 0 4928 0 3277 1116445418 824 4104 0 3280 1116445418 0 4928 253 3026 1116445418 1239 3688 0 3280 1116445418 92 4835 0 3280 1116445418 277 4650 0 3280 1116445418 0 4928 0 3280 1116445418 0 4928 242 3037 1116445418 168 4760 0 3280 1116445418 824 4104 0 3280 1116445418 7 4920 0 3280 1116445418 824 4104 0 3280 1116445418 0 4928 0 3280 1116445418 168 4760 0 3280 1116445418 0 4928 824 2455 1116445418 0 4928 238 3041 1116445418 0 4928 247 3032

В заводской части были размещены все цеха, необходимые для ремонта подводных лодок. "Здесь работали сотрудники 331 судоремонтного завода "Металлист" – порядка 146 человек. При входе на объект они сдавали свои пропуски и получали другие, которые разрешали проходить в объект", — сообщил замдиректора музея.

Длина дока – 100 метров, что позволяло проводить ремонт гребного вала средних дизельных подводных лодок, в частности, 613 и 633 проектов. "От работы вал деформировался, его вытаскивали из лодки, поднимали специальным краном и вывозили на преддоковую площадку, выставляли и начинали балансировать. После ремонта ставили на место. Как правило, ремонт лодок длился 24-26 суток", — пояснил Иванов.

В период с 1961 по 1992 год в этом подземном комплексе отремонтировали порядка 240 подлодок, некоторые — по 2-3 раза. Также здесь проводили ремонт малых катеров ВМФ.

Макет советской и российской сверхзвуковой крылатой противокорабельной ракеты Х-22ПГ воздушного базирования. Мощность ее термоядерной боевой части – 350-1000 килотоннМакет советской и российской сверхзвуковой крылатой противокорабельной ракеты Х-22ПГ воздушного базирования. Мощность ее термоядерной боевой части – 350-1000 килотоннМакет советской и российской сверхзвуковой крылатой противокорабельной ракеты Х-22ПГ воздушного базирования. Мощность ее термоядерной боевой части – 350-1000 килотонн1106843221rian_crimeaРИА Новости Крым.1Андрей КиреевМакет советской и российской сверхзвуковой крылатой противокорабельной ракеты Х-22ПГ воздушного базирования. Мощность ее термоядерной боевой части – 350-1000 килотонн 1116445637 0 4735 0 3148 1116445637 272 3048 5 3148 1116445637 0 4735 0 3148 1116445637 0 4735 0 3148 1116445637 791 3943 0 3152 1116445637 0 4735 243 2908 1116445637 1190 3544 0 3152 1116445637 88 4646 0 3152 1116445637 266 4468 0 3152 1116445637 0 4735 0 3152 1116445637 0 4735 233 2918 1116445637 161 4573 0 3152 1116445637 791 3943 0 3152 1116445637 7 4727 0 3152 1116445637 791 3943 0 3152 1116445637 0 4735 0 3152 1116445637 161 4573 0 3152 1116445637 0 4735 792 2359 1116445637 0 4735 229 2922 1116445637 0 4735 237 2914

С развитием подводного флота объект №825 утратил свое значение. Лодки становились длиннее и шире, и комплекс уже не мог их полноценно обслуживать.

"Рассматривался вопрос расширения комплекса. Сюда неоднократно приезжали комиссии из министерства обороны, генерального штаба. В итоге пришли к выводу, что сделать ничего нельзя — надо заново все перестраивать. Толщина железобетона в некоторых местах достигает трех метров, даже если в одном месте взорвать – нарушится герметичность в других местах. Тем не менее за время существования объект выполнил свою основную задачу", — подчеркнул замдиректора музея.

С развалом Советского Союза ядерный боезапас и подводные силы перевели из Балаклавы в Россию. Объект подвергся безжалостному разграблению, который удалось остановить благодаря созданию на его базе Балаклавского подземного музейного комплекса в составе военно-исторического музея фортификационных сооружений.

ТОП-5 рассекреченных объектов Крыма >>

Сегодня любой желающий может увидеть несокрушимую крепость, спрятанную в самом "сердце" Балаклавы, прикоснуться к некогда сверхсекретному объекту, ощутить его силу и мощь.

Ранее РИА Новости Крым рассказал о том, как в древние времена появились подземелья Севастополя, как в них велась борьба в годы Крымской войны. Кроме того, говорили о тоннелях и береговых батареях периода царской России и молодой Советской республики, а также о гражданских и промышленных укрытиях в период Великой Отечественной войны. Также мы рассказали о комплексах под береговыми бронебашенными батареями №30 и №35 и секретном послевоенном плане Иосифа Сталина по созданию ряда подземных "дублеров". Еще один материал был посвящен береговому ракетному комплексу "Утес" в подземном "Объекте-100", который известен как "Сотка".