Андрей Киреев, корреспондент РИА Новости Крым

В самом центре Новороссийска у причала морского вокзала стоит последний сохранившийся русский артиллерийский крейсер "Михаил Кутузов". Корабль был передислоцирован сюда в 2001 году из Севастополя, поскольку моряки-черноморцы опасались его потери: уникальная разработка советских кораблестроителей могла банально стать жертвой непростых украино-российских отношений. После возвращений Крыма в состав России севастопольские ветераны инициировали процесс возвращения "Михаила Кутузова" в Севастополь. Однако за 17 лет крейсер стал одним из главных символов Новороссийска. 

Где должен стоять "железный ветеран" — пытался выяснить корреспондент РИА Новости Крым. 

Боец холодной войны

"Михаил Кутузов" – крейсер проекта 68-бис. Это была последняя серия чисто артиллерийских крейсеров СССР, на замену которым встали корабли с ракетным вооружением. Всего в строй было введено 14 таких судов, "Михаил Кутузов" – один из последних представителей серии. 

Корабли проекта 68-бис относятся к классу легких крейсеров. Его предназначение – огневая поддержка при проведении десантных операций, сопровождение морских конвоев, действия в составе морских тактических групп, а также одиночные маневры.

"Михаил Кутузов" был заложен на стапеле Черноморского судостроительного завода в Николаеве 22 февраля 1951 года, уже 29 ноября того же года 210-метровый корпус будущего крейсера спустили на воду. Флаг ВМФ на нем подняли 9 августа 1954 года, а 31 января 1955-го корабль был зачислен в состав боевых единиц Черноморского флота с местом базирования в Севастополе. 

"Это уникальный корабль, который признают одним из лучших образцов в мире среди крейсеров такого класса. Это целая эпоха развития флота. Именно крейсеры проекта 68-бис представляли главную мощь советского флота до появления ракетоносцев", — заявил РИА Новости Крым председатель историко-культурной просветительской организации "Морское собрание" Владимир Стефановский, который не один год добивается возвращения "Михаила Кутузова" в Севастополь.

Основное вооружение крейсера – четыре трехствольные башни МК-5бис. Калибр каждого ствола — 152,4 мм с дальностью стрельбы чуть более 30 километров. Также корабль отличался мощным на тот момент артиллерийским вооружением. Экипаж состоял из 1130 человек, включая 70 офицеров и 90 мичманов. 

За время службы крейсер принимал участие во многих знаковых исторических событиях, которые далеко не всегда были радостными. "Кутузовцы" принимали участие в оказании помощи терпящему бедствие линкору "Новороссийск", который был подорван на внутреннем рейде Севастополя. В результате операции экипаж не досчитался 27 человек. 

Также "Михаил Кутузов" участвовал в Арабо-Израильской войне. В 1967 и 1973 годах он находился в порту Александрия в качестве командного пункта главного военного советника СССР в Египте. Хоть прямого участие в конфликтах он не принимал, но сам факт присутствия крейсера в зоне боевых действий был мощным сдерживающим фактором. Военные историки уверены, что избежать налета израильской авиации на Александрию удалось благодаря "Михаилу Кутузову". 

Но не только ратными делами прославился он. В 1961 году корабль выступил в качестве площадки для съемки художественного фильма "Увольнение на берег", в котором снимались Лев Прыгунов и Владимир Высоцкий. 

В свое время на крейсере побывали президент Индонезии Сукарно, президент Египта Гамаль Абдель Насер, последний шах Ирана Мохаммед Пехлеви и многие другие. 

АС-20 на Угольной пристани в Севастополе
Свою службу "Михаил Кутузов" нес в составе кораблей первой линии – постоянной готовности до октября 1988 года, после чего был переведен в резерв третьей категории – то есть "законсервирован". В 1998 году он был выведен из состава боевых кораблей флота и переведен в состав военного имущества. 

Крейсер планировалось порезать на металл, но усилиями его ветеранов этого удалось избежать. С 23 по 25 августа 2001 года при помощи буксиров "Михаил Кутузов" совершил переход в порт Новороссийск. Там он был поставлен на стоянку у причала морского вокзала, где и сегодня продолжает служить Отечеству в качестве музея.

Своя правда

Корабль Коммуна
Планы по возвращению "Михаила Кутузова" в Севастополь возникли практически сразу поле вхождения Крыма в состав России. По мнению Стефановского, оснований для этого больше, чем достаточно. 

"За 300 лет истории флота у нас сохранился только один артиллерийский крейсер отечественной постройки. Крейсер "Аврора" хоть и строился на адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге — не является продуктом российской инженерной мысли. Он родной брат британского крейсера "Талбот". Кроме того, "Аврора" — не корабль-музей, а музей Октябрьской революции, которая расположилась на площадях крейсера. Почему единственный русский артиллерийский крейсер должен стоять в Новороссийске, когда патриотический центр и место его службы в Севастополе?", — вопрошает руководитель "Морского собрания".

Старейшее судно ВМФ уходит в море: пять интересных фактов о "Коммуне"  >>

Кроме того, по словам Стефановского, полководец Михаил Кутузов, чье имя носит корабль, не имеет никакого отношения к Новороссийску, однако он принимал активное участие в присоединении Крыма к Российской империи. 

"Любой памятник обязательно должен быть привязан к дате, месту, имени. Новороссийск – это случайное место для "Михаила Кутузова", — уверен Стефановский.

Он добавил, что еще один довод в пользу возвращения крейсера в Севастополь – неудовлетворительное состояние корабля, который не ремонтировался более 30 лет. "Здесь "Михаилу Кутузову" будет оказан соответствующий уход", — уверен руководитель организации. 

Корабль действительно находится не в лучшей форме. Его корпус поржавел, особенно это видно в корме. Деревянная палуба прогнила и оголилась в некоторых местах. А там, где стыкуются корпус и надстройки, зияют дыры. 

Ответная реакция

Заведующий кораблем-музеем Сергей Назаров приводит свои доводы в пользу того, чтобы "Михаил Кутузов" остался в Новороссийске. 

В Севастополе восстановят легендарный парусник начала XIX века  >>

"Да, крейсер сегодня не в лучшей форме. Но на октябрь 2019 года запланирован масштабный ремонт корабля на площадке Новороссийского судоремонтного завода… Реставрация будет состоять из двух этапов – доковый ремонт корпуса, а затем, в 2020 году, ремонт надстроек и палубы. Корабль снова будет красивым", — заверил он РИА Новости Крым. 

"Транснефть" готова выделить на ремонт "Михаила Кутузова" 2 млрд рублей.

"Заявления о том, что крейсер не связан с Новороссийском, не отвечают действительности. Наш город всегда был для "Михаила Кутузова" домом. Корабль практически всегда, за исключением годов, когда он был на боевой службе или в ремонте, принимал участие в праздновании дня рождения и освобождения Новороссийска (празднуется в один день). В конце 50-х годов прошлого века город взял шефство над кораблем, многие наши призывники прошли службу на этом крейсере. Даже вечный огонь из Севастополя в Новороссийск доставил именно "Михаил Кутузов", — отметил Назаров.

Мини-субмарина АС-11 в Казачьей бухте Севастополя в настоящее время
По его словам, имя прославленного фельдмаршала носит Кутузовский переулок, а в честь крейсера названа улица Кутузовская. "Когда в 50-х годах шло восстановление Новороссийска после войны, моряки с крейсера выложили брусчатку на улице, которая в память об этом была названа Кутузовской", — подчеркнул он.

Назаров отметил, что с 2001 года крейсер сроднился с городом. Надпись "Я люблю (сердечко вместо слова) Новороссийск" установлена как раз перед кораблем. 

При этом он считает, что в Севастополе нет места, где мог бы стоять "Михаил Кутузов". "В Севастополе свыше 2,6 тыс памятников, кроме того, там базируются основные силы Черноморского флота – очень много кораблей. К тому же в Севастополе нет готового места для стоянки крейсера", — сказал заведующий музеем. 

Ежегодно "Михаила Кутузова" посещает 70-80 тыс человек. Многие приезжают в Новороссийск, чтобы специально посмотреть на этот корабль. 

Сами новороссийцы по-разному относятся к легендарному крейсеру. Кто-то считает, что это символ и украшение города, другие — что его надо убрать с морского вокзала, чтобы там могли причаливать лайнеры. Примерно такая же ситуация в Севастополе. Некоторые его жители хотят возвращения корабля в город, другие же не понимают, зачем им эта "ржавая рухлядь".