СЕВАСТОПОЛЬ, 10 сен – РИА Новости Крым, Андрей Киреев. Многие народы мира в разные века подмечали удивительную особенность времени – повторение событий прошлого в будущем. Представления о цикличности мироздания встречаются в учениях древнегреческих философов, египтян, индуизме и буддизме, в работах мыслителей XIX века. Конечно, к такому восприятию мира можно относиться с иронией, но в современной жизни не составит труда найти параллели из прошлого. В чем убедился корреспондент РИА Новости Крым, изучая архивы газеты "Крымский вестник" конца XIX века.

Самые старые экземпляры издания, которые хранятся в государственном архиве Севастополя, датируются осенью 1889 года. В них описано, как и чем жил город почти 130 лет тому назад. Порой доходит до смешного – ситуации и проблемы Севастополя в конце XIX века фактически один в один совпадают с современными.

Чтобы максимально упростить восприятие заметок "Крымского вестника", в цитатах, которые использованы в этой публикации, были заменены ѣ на е, i — на и, удалены ъ в конце слов, а также откорректирована пунктуация. При этом корреспондент РИА Новости Крым пытался максимально сохранить колорит, манеру и подачу информационных сообщений прошлого.

Черноморский флот и памятники

Значительная часть публикаций "Крымского вестника" была посвящена иностранным и всероссийским новостям. Кроме того, в издании регулярно публиковалась статистическая информация Таврической губернии, литературные произведения и всевозможные объявления. Под события в Таврической губернии выделялось в среднем две полосы, при этом большая часть публикация была посвящена Севастополю. Повышенное внимание к городу может объясняться тем, что редакция газеты располагалась в центре Севастополя, а также базированием Черноморского флота. Публикации о моряках-черноморцах можно встретить практически в каждом номере "Крымского вестника".

"На прошлой неделе прибывший в наш порт крейсер "Память Меркурия" доставил сюда из Николаева три минных катера, предназначенные для броненосных кораблей", — писала газета в одном из октябрьский номеров 1889 года.

Другой пример: "Во вторник, 10 октября, находившийся на севастопольском рейде минный крейсер "Капитан Сакен" вышел в половине одиннадцатого часа утра в море. На крейсере отправилась назначенная господином командиром севастопольского порта комиссия для испытания и приема механизмов крейсера".

Корабль Коммуна
В то время Севастополь чествовал ветеранов — героев Крымской войны. "5 октября в день тридцатипятилетия первого бомбардирования Севастополя после молебна в храме Святого Владимира, о котором мы сообщали в прошлом номере, состоялся в зале морского собрания завтрак всех товарищей – участников севастопольской обороны, проживающих теперь здесь. Всего было 14 человек, в том числе был и английский адмирал Сеймур, любезно принявший приглашение распорядителей завтрака", — сообщал "Крымский вестник".

Многие публикации содержали подробности, которые сейчас редко можно встретить в новостных сообщениях: "Во время завтрака адмиралом Макухиным был предложен первый тост за Государя Императора, принятый восторженно всеми участвовавшими на завтраке. Второй тост, на французском языке, предложил генерал Михайлов за английскую королеву и императрицу Индии. Затем адмирал Нарбут сказал прочувствованную речь, в которой, упомянув о заслугах наших блестящих адмиралов, предложил молчанием воздать память павшим героям обороны Севастополя, а также английских генералов Каткарта, Кардигана и французского генерала Бизо".

Интересно осознавать, что известные с рождения многим поколениям севастопольцев памятники когда-то только появлялись в городе и служили поводом для информационных сообщений в газетах: "Все части памятника графу Тотлебену, изготовлявшиеся в мраморной мастерской Менционе, уже отправлены в Севастополь, за исключением только бюста, который также на днях будет отправлен".

Ну и конечно в некоторых случаях сроки завершения строительно-монтажных работ срывались как тогда, так и сегодня: "Постановка памятника, вероятно, несколько замедлится, так как гранитный цоколь памятника, строящийся в Севастополе, еще не готов".

Приезжие с материка и интересные проекты

Аналогичная ситуация с тендерами. Срыв торгов — проблема, уходящая корнями в далекое прошлое. "Доводим до сведения господ торговцев, что в виду несостоявшихся торгов на поставку для 49 Брестского и 50 Белостокского пехотных полков мяса на период с 1 октября сего года по 1 октября будущего года, в канцелярию Брестского полка на Корабельной стороне на 2 октября в 11 часов дня вновь назначены устные торги… желающих участвовать в торгах приглашаются явиться в вышеозначенный день к указанному времени и в указанное место торгов лично или через поверенных", — информировало издание.

В то время также, как и сегодня, применялась практика информирования общественности об отдыхе важных чинов за пределами Родины: "Главный командир флота и портов Черного и Каспийского морей, вице-адмирал А.А. Пещуров, Всемилостивейшее уволенный в отпуск, выехал на этой неделе через Одессу за границу".

Читая газеты конца XIX века, можно убедиться, что в Севастополь на постоянное место жительства граждане с материка переезжали всегда, оказывая дополнительную нагрузку на сферу городского здравоохранения. "На этой неделе провизор К.Г. Маркевич возбудил через городскую управу ходатайство о разрешении открыть в Севастополе еще одну аптеку. В прошении своем господин Маркевич указывает на то, что в Севастополе в настоящее время ощущается большое неудобство в своевременном доставлении лекарств больным, вследствие увеличивающегося с каждым годом наплыва приезжих, так и числа жителей. Между тем, несмотря на прогрессивный рост населения, в Севастополе, как и несколько лет тому назад, когда число жителей было намного меньше, существуют в центре города две нормальные аптеки и одна филиальная на Корабельной слободке", — говорилось в публикации "Крымского вестника".

Не только сегодня в Севастополе задумываются крупные инфраструктурные проекты, вроде строительства перехода через Севастопольскую бухту, прокладки монорельса. В XIX веке были не менее масштабные планы.

"Группа одесских капиталистов в непродолжительном времени намерена войти в местную думу с ходатайством о разрешении соорудить, а затем эксплуатировать в Севастополе линию конно-железных дорог… Линию конно-железной дороги предполагают провести по Нахимовскому проспекту, Екатерининской улице вплоть до вокзала, а оттуда по Большой Морской обратно на Нахимовский проспект, так что линия конно-железной дороги кольцом охватит главные улицы города. Если сооружение и эксплуатация конно-железной дороги в Севастополе осуществится, то предприниматели, как мы слышали, намерены устроить правильное сообщение Севастополя с Балаклавой по конно-железной дороге", — сообщали крымские журналисты в далеком 1889 году.

В следующей публикации мы покажем другие схожие моменты в жизни Севастополя в конце XIX века и сегодня. Например, борьбу журналистов со слухами, интерес читателей к происшествиям и криминальной хронике, городские трагедии и истории спасения.