СИМФЕРОПОЛЬ, 7 авг — РИА Новости Крым. В Крыму сотни автомобилистов ежегодно разбивают машины из-за плохого состояния дорожного покрытия. Где-то на асфальте образовалась глубокая яма, в другом же месте поломалась решетка ливневой канализации, а в третьем и вовсе посреди проезжей части зияет провал открытого люка. Однако не все автомобилисты, повредившие машины из-за плохих дорог, знают о возможности получить компенсацию ущерба от дорожников. Как действовать в такой ситуации и где искать справедливости – читайте в материале РИА Новости Крым.

Поймал яму? Измерь ее!

В симферопольской луже маршрутка ушла под землю
Ямы или, проще говоря, выбоины на асфальте встречаются на российских дорогах нередко. Порванная покрышка, погнутый или разбитый колесный диск — это еще полбеды, хуже, когда страдает подвеска или происходит ДТП. Все это – повод предъявить претензию дорожным службам. Однако главное, о чем тут нужно знать — не каждая яма, открытый люк, насыпь или препятствие на проезжей части станут причиной для взыскания компенсации. 

На ямы существует ГОСТ (Р 50597-93), именно он регулирует максимальные размеры дефектов дорожного покрытия на дорогах. Требования к состоянию дорог определяют, что повреждение асфальта не должно превышать 15 см в длину, 60 см в ширину и 5 — в глубину. Если же яма по размерам больше, ее обязательно должны оградить специальными знаками или сигнальными огнями. Превышение любого из этих показателей при отсутствии предупреждающих табличек дает право водителю судиться с компанией, обслуживающей трассу. Поэтому первое, и немаловажное, что должен сделать вознамерившийся искать справедливости водитель – это тщательно измерить повреждение асфальта.

Погнутый колесный диск Погнутый колесный диск Погнутый колесный диск Фото: очевидцев из группы ВК "Клуб вежливых водителей "Автопартнер"Погнутый колесный диск 1114980165 0 720 339 744 1114980165 0 720 0 960 1114980165 0 720 0 960 1114980165 0 720 262 766 1114980165 110 629 178 767 1114980165 0 720 249 767 1114980165 0 720 326 633 1114980165 0 720 173 787 1 1114980165 0 750 269 691 1114980165 0 720 231 729 1114980165 0 720 210 750 1114980165 0 720 0 960 1114980165 0 720 275 684 1114980165 0 720 222 737 1114980165 0 720 120 840 1114980165 0 720 239 720 1114980165 0 720 120 840 1114980165 0 720 0 960 1114980165 0 720 222 737 1114980165 0 720 0 960 1114980165 0 720 275 684 1114980165 0 720 276 683

"Попадание машины в яму и получение дефектов вследствие этого – это такое же ДТП, как и столкновение. Поэтому в этом случае надо вызывать ГИБДД, оформлять это происшествие, обязательно произвести фотофиксацию этой ямы, потому что на них есть ГОСТы. Если по размерам она больше, то дорожная организация, которая обслуживает конкретный участок дороги, отвечает за причинение вреда автомобилю при попадании его в яму", — подчеркнул автоюрист Сергей Радько.

То же касается и канализационных люков – отклонение крышки не должно превышать 2 см относительно поверхности проезжей части. В ГОСТе Р 50597-93 указано, что о повреждении люков или ливневых решеток участников дорожного движения должны информировать регламентированные знаки, а сами проблемные участки необходимо ограждать. Если же этого сделано не было, тогда самое время задокументировать все и оформить дорожно-транспортное происшествие.

Открытый люк в СимферополеОткрытый люк в СимферополеОткрытый люк в СимферополеФото: очевидцев из группы ВК "Клуб вежливых водителей "Автопартнер"Открытый люк в Симферополе 1114980519 0 719 259 663 1114980519 0 719 105 700 1114980519 0 719 149 634 1114980519 0 719 160 663 1114980519 85 647 133 770 1114980519 0 719 166 606 1114980519 0 719 357 663 1114980519 0 719 137 750 1114980519 0 719 250 656 1114980519 0 719 249 657 1 1114980519 0 750 231 653 1114980519 0 719 236 643 1114980519 0 719 231 728 1114980519 0 719 210 749 1114980519 0 719 0 960 1114980519 0 719 223 736 1114980519 0 719 120 839 1114980519 0 719 239 720 1114980519 0 719 120 839 1114980519 0 719 0 960 1114980519 0 719 223 736 1114980519 0 719 0 960

"Включаем" сыщика и собираем доказательства

Итак, факт ДТП налицо, сотрудники Госавтоинспекции в пути к месту аварии, но расслабляться пока рано. До прибытия полицейских необходимо все сфотографировать или записать на видео  – место аварии, состояние проезжей части, дефекты асфальтового покрытия, ставшие причиной происшествия. Делать это нужно обязательно с привязкой к ориентирам, которыми могут быть близлежащее здание, остановка транспорта, дорожные знаки, столбы, АЗС и прочее. Также надо тщательно зафиксировать повреждения авто.

Стоит учитывать, что автомобилисту придется самостоятельно доказывать, что авария произошла не по его вине, а вследствие невнимания дорожников к состоянию проезжей части. Для этого важно привлечь свидетелей (пассажиров, прохожих или других автомобилистов, находившихся рядом в момент ДТП), которые подтвердят факт аварии. 

Открытый люк в СимферополеОткрытый люк в СимферополеОткрытый люк в СимферополеФото: очевидцев из группы ВК "Клуб вежливых водителей "Автопартнер"Открытый люк в Симферополе 1114980784 0 960 79 619 1114980784 0 960 0 720 1114980784 0 960 0 720 1114980784 0 960 24 696 1114980784 205 839 1 720 1114980784 0 960 0 720 1114980784 0 960 172 582 1114980784 58 901 0 720 1114980784 0 960 89 630 1114980784 0 960 28 692 1114980784 0 960 0 720 1114980784 0 960 0 720 1114980784 0 960 87 632 1114980784 0 960 17 702 1114980784 120 840 0 720 1114980784 0 960 39 680 1114980784 120 840 0 720 1114980784 0 960 0 720 1114980784 0 960 17 702 1114980784 0 960 0 720 1114980784 0 960 87 633 1114980784 0 960 88 631

По прибытию полицейских вместе с ними составляем схему ДТП. Важно максимально подробно отразить ситуацию в документах: указать причину происшествия, точные размеры ямы, перечислить повреждения машины, зафиксировать контакты свидетелей. В любом случае все зависит от конкретной ситуации, дорожной обстановки и соблюдения водителем ПДД. 

"На подобные ДТП сотрудники Госавтоинспекции выезжают. При оформлении таких аварий инспекторами составляется акт недостатков в содержании улично-дорожной сети, после чего принимаются меры для реагирования в отношении владельцев дорог", — сообщили РИА Новости Крым в пресс-службе МВД по РК.

Также важно получить у инспекторов ГИБДД определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Если же правоохранители укажут в документе, что водителем был нарушен п. 10.1 ПДД (соблюдение безопасной скорости), то именно его сочтут виновным в происшествии, и компенсацию получить не удастся, подчеркивает автоюрист Сергей Радько.

Где искать ответчика?

После оформления документов начинается один из самых сложных этапов — необходимо найти организацию, отвечающую за участок дороги с опасной ямой. Для этого нужно обратиться в территориальное подразделение ГИБДД, откуда прибыли полицейские на оформление вашего ДТП.

"Инспекторы прекрасно знают компании, которые отвечают за конкретные участки дорог. И при этом надо попросить сотрудников полиции написать  заявление о привлечении к ответственности по ст.12.34 админкодекса РФ должностных лиц, отвечающих за состояние проезжей части. Есть такая обширная практика, когда привлекают должностных лиц организаций за правонарушения, и это является хорошим основанием для возмещения вреда, — советует автоюрист Сергей Радько. — То есть если будет установлена компания и будет доказано, что из-за неправильной эксплуатации дороги допущено отклонение от ГОСТа и это стало причиной повреждения, то судом обязанность возмещения вреда может быть возложена на эту организацию".

Открытая ливневка в СимферополеОткрытая ливневка в СимферополеОткрытая ливневка в СимферополеФото: очевидцев из группы ВК "Клуб вежливых водителей "Автопартнер"Открытая ливневка в Симферополе 1114980312 0 1280 44 764 1114980312 0 1280 0 960 1114980312 0 1280 0 960 1114980312 0 1280 32 928 1114980312 254 1100 1 960 1114980312 0 1280 0 960 1114980312 0 1280 104 649 1114980312 77 1202 0 960 1114980312 0 1280 0 960 1114980312 0 1280 16 739 1114980312 0 1280 16 744 1114980312 0 1280 24 744 1114980312 0 1280 27 752 1114980312 0 1280 37 922 1114980312 0 1280 0 960 1114980312 0 1280 0 960 1114980312 0 1280 22 937 1114980312 160 1120 0 960 1114980312 0 1280 52 907 1114980312 160 1120 0 960 1114980312 0 1280 22 937 1114980312 0 1280 0 960

После определения дорожной компании, отвечающей за проблемный участок проезжей части, необходимо произвести оценку повреждений автомобиля. Если происшествие ограничено пробитыми колесами и погнутыми дисками — можно обойтись и без оценщиков. Если же повреждения масштабнее, то прибегать к услуге этих экспертов придется. 

Наряду с документами о ДТП акт оценки — один из ключевых инструментов в борьбе за компенсацию ущерба. Эту услугу оплачивает владелец автомобиля, позже ее стоимость включается в общую сумму претензий, что подкрепляется соответствующими чеками.

В случае, если пострадавший автомобиль застрахован по Каско (тип автострахования – ред.), страховщики сами занимаются взысканием суммы ущерба от дорожников. Если нет, то придется взять все в свои руки. Для оценки необходимо пригласить ответчика по делу (обслуживающую дорогу организацию – ред.) на осмотр машины, уведомив его об этом телеграммой. В акте осмотра важно указать явившиеся стороны. Далее отправляем виновнику весь пакет документов: требование о добровольном возмещении ущерба, копии протокола, акта экспертизы, справок и прочих документов об аварии. И только в случае нежелания ответчика идти на контакт обращаемся в суд. 

Яма на полмиллиона

При правильном оформлении документов у автовладельцев есть хорошие шансы выиграть дело в суде и получить компенсацию за поврежденный автомобиль. И в Крыму такие примеры есть. Так, в июне этого года Верховный Суд Республики постановил взыскать с ГКУ "Служба автомобильных дорог РК" в пользу владельца автомобиля 96,6 тысячи рублей материального ущерба. Его машина получила серьезные повреждения после попадания в яму на трассе Симферополь-Евпатория. 

Однако и это не предел. Годом ранее житель Севастополя отсудил у города полмиллиона рублей также за "ямочное" ДТП – его автомобиль Honda попал в огромную дорожную выбоину на улице Индустриальной. Лопнула шина, легковушка врезалась в бордюр, а затем и в дерево. Водитель сломал лучезапястный сустав. Не получив никакой компенсации, он обратился к Фемиде. Севастопольский горсуд определил, что Городское коммунальное управление обязано компенсировать водителю материальный и моральный вред, расходы на адвоката и госпошлину — всего 487 тысяч рублей.