СЕВАСТОПОЛЬ, 13 авг – РИА Новости Крым, Владислав Сергиенко. В 30-х годах прошлого века на дороги США ворвались самодельные автомобили американской молодежи, жаждущей скорости, но не имеющей денег. В Штатах и сейчас такие машины не редкость — причем у владельцев большинства из них есть все необходимые документы на авто.

Как в Крыму делают хот-роды
В России же даже самые качественные самоделки узаконить практически невозможно. Насколько масштабна проблема и существуют ли борцы за "автосамопалы" на полуострове, выяснял корреспондент РИА Новости Крым.

Начало начал

История самодельных автомобилей насчитывает чуть менее века. Прародителями массового "самопала" можно назвать американскую молодежь довоенного периода. Ее пустые карманы стали причиной массового появления самодельных машин на американских дорогах. Не имея возможности купить нормальную машину, "бриолинщики" (молодые американцы того периода щедро мазали голову бриолином) собирали авто из запчастей различных марок или меняли внешний вид угнанного авто до неузнаваемости. Тогда VIN-кодов не было, и доказать факт угона было невозможно.

ЗИЛ 130 на базе Chevrolet TahoeЗИЛ 130 на базе Chevrolet TahoeЗИЛ 130 на базе Chevrolet Tahoe1106843221rian_crimeaРИА Новости Крым.1Александр ПолегенькоЗИЛ 130 на базе Chevrolet Tahoe111714/16/1117141661.jpg 1117141661 0 1024 275 613 111714/16/1117141661.jpg 1117141661 162 656 0 661 111714/16/1117141661.jpg 1117141661 0 1024 0 661 111714/16/1117141661.jpg 1117141661 215 798 0 661 111714/16/1117141661.jpg 1117141661 0 1024 0 661 111714/16/1117141661.jpg 1117141661 0 1024 193 629 111714/16/1117141661.jpg 1117141661 124 899 1 661 111714/16/1117141661.jpg 1117141661 0 1024 41 621 111714/16/1117141661.jpg 1117141661 180 843 0 663 111714/16/1117141661.jpg 1117141661 0 1024 43 619 111714/16/1117141661.jpg 1117141661 32 991 0 663 111714/16/1117141661.jpg 1117141661 70 954 0 663 111714/16/1117141661.jpg 1117141661 0 1024 0 663 111714/16/1117141661.jpg 1117141661 47 976 0 663 111714/16/1117141661.jpg 1117141661 180 843 0 663 111714/16/1117141661.jpg 1117141661 15 1008 0 663 111714/16/1117141661.jpg 1117141661 180 843 0 663 111714/16/1117141661.jpg 1117141661 0 1024 0 663 111714/16/1117141661.jpg 1117141661 47 976 0 663 111714/16/1117141661.jpg 1117141661 0 1024 0 663 111714/16/1117141661.jpg 1117141661 0 1024 40 622 111714/16/1117141661.jpg 1117141661 0 1024 42 620 111714/16/1117141661.jpg111714/16/1117141661.jpgДвижение вскоре стало настолько массовым, переделывать стали даже дорогостоящие и вполне исправные автомобили, появились требования к внешнему виду: никакой крышки капота — мощный двигатель должны видеть все, существенно доработанный кузов и торчащие выхлопные трубы. И главное – машина должна "реветь" так, чтобы о ее приближении люди знали за несколько кварталов.

Спад движения хот-родинга (от англ. hot rod – лихач) пришелся на середину 1960-х годов. Тогда известный автоконструктор Джон Делориан создал первый "маслкар" (мощный серийный автомобиль) – Pontiac GTO. Машина мало того что отлично выглядела и имела на вооружении двигатель V8 с 325 лошадями, так еще и стоила сравнительно недорого.

Со временем движение хот-родинга существенно изменилось. Концепция автомобильного апгрейда сохранилась, но авто стали более безопасными и надежными.

Новое в старое

На российские дороги общего пользования такие автомобили до этих пор выехать не могут: действующее законодательство запрещает незаводские доработки машин. Лидер движения любителей ретро-каров Mad Bucket`s Давид Кавтарадзе уверен: "дедушкины Жигули", которые часто встречаются на дороге, в разы опаснее самодельных хот-родов, в которые ставят современные агрегаты.

"Один из видов тюнинга – это установка современных деталей, таких как тормоза или двигатель, на классические автомобили. Это делается для того, чтобы машина была комфортна при использовании на дорогах общего пользования. Надо понимать, что на старых автомобилях, агрегаты которых остались еще с периода производства, гораздо опаснее ездить, чем на таких доработанных авто", — рассказывает Давид.

У активистов движения есть масса таких автомобилей, которым под старый капот поставили современный двигатель, а старые тормоза заменили на современные колодки.

Площадка перед тюнинг-ателье, где создали "ЗИЛ-130" на базе Chevrolet TahoeПлощадка перед тюнинг-ателье, где создали "ЗИЛ-130" на базе Chevrolet TahoeПлощадка перед тюнинг-ателье, где создали "ЗИЛ-130" на базе Chevrolet Tahoe автомобильный тюнинг машина1106843221rian_crimeaРИА Новости Крым.1Александр ПолегенькоПлощадка перед тюнинг-ателье, где создали "ЗИЛ-130" на базе Chevrolet Tahoe 111714/19/1117141917.jpg 1117141917 0 1024 239 577 111714/19/1117141917.jpg 1117141917 126 624 0 666 111714/19/1117141917.jpg 1117141917 0 1024 0 666 111714/19/1117141917.jpg 1117141917 176 764 0 666 111714/19/1117141917.jpg 1117141917 0 1024 0 666 111714/19/1117141917.jpg 1117141917 0 1024 180 616 111714/19/1117141917.jpg 1117141917 121 902 1 666 111714/19/1117141917.jpg 1117141917 178 845 0 667 111714/19/1117141917.jpg 1117141917 0 1024 45 621 111714/19/1117141917.jpg 1117141917 29 994 0 667 111714/19/1117141917.jpg 1117141917 67 956 0 667 111714/19/1117141917.jpg 1117141917 0 1024 0 667 111714/19/1117141917.jpg 1117141917 0 1024 43 623 111714/19/1117141917.jpg 1117141917 45 978 0 667 111714/19/1117141917.jpg 1117141917 178 845 0 667 111714/19/1117141917.jpg 1117141917 12 1011 0 667 111714/19/1117141917.jpg 1117141917 178 845 0 667 111714/19/1117141917.jpg 1117141917 0 1024 0 667 111714/19/1117141917.jpg 1117141917 45 978 0 667 111714/19/1117141917.jpg 1117141917 0 1024 0 667 111714/19/1117141917.jpg 1117141917 0 1024 42 624 111714/19/1117141917.jpg 1117141917 0 1024 44 622 111714/19/1117141917.jpg111714/19/1117141917.jpg"Например, наш Chevrolet Monte Carlo в большей части строился на основе заводских решений. В США все модификации, которые применены в данном автомобиле, официально одобрены. И этот автомобиль гораздо безопаснее, чем обычный Monte Carlo 1983 года с заводскими деталями", — говорит лидер Mad Bucket`s.

Давид считает, что, не давая возможности узаконить такие машины, государство просто снимает с себя ответственность.

"Законодатель действует таким образом: если мы не узаконим это явление, то мы минимизируем шанс, что нам выставят претензии. Согласно законодательству, сейчас на дорогах должны остаться исключительно гражданские серийные машины, чтобы за безопасность водителей и пешеходов отвечали крупные автомобилестроители. А ведь в автомобилизме существует еще и культурный аспект, кроме потребительского. И он очень важен. Мы готовы сотрудничать с государством, чтобы обеспечить вопросы безопасности наших автомобилей в полной мере", — считает Кавтарадзе, подчеркивая, что движение любителей таких авто очень обширное и представлено не только в Москве, но и в Питере, Краснодаре, Ставрополье и, конечно же, в Крыму.

Местный опыт

В мастерских Крыма из-под "пера" автомехаников-энтузиастов вышли уже десятки автомобилей. Алексей Пляшко, сооснователь одного из автоателье, занимается созданием таких машин 12 лет.

До этого он работал в налоговой инспекции, но в определенный момент понял, что "занимается не тем", и сменил уютный кабинет на гараж. Тогда же взялся за свой первый проект.

"В 2007 году мы начали работу над нашим первым автомобилем, это был Shark. Он несколько раз переделывался, лет пять он стоял, потому, что иногда руки опускались. Но для меня дело чести – доводить все до конца. Для меня эти машины – творение, и бросить их умирать я не имею права", — рассказывает Алексей.

Будучи фанатом хот-родов, он ввязался в борьбу за узаконивание этих автомобилей.


Алексей Пляшко, сооснователь тюниг-ателье и автоконструкторАлексей Пляшко, сооснователь тюниг-ателье и автоконструкторАвтомобильный тюнинг1106843221rian_crimeaРИА Новости Крым.1Александр ПолегенькоАлексей Пляшко, сооснователь тюниг-ателье и автоконструктор111714/18/1117141826.jpg 1117141826 515 1024 0 680 111714/18/1117141826.jpg 1117141826 0 1024 0 680 111714/18/1117141826.jpg 1117141826 398 998 1 680 111714/18/1117141826.jpg 1117141826 0 1024 0 680 111714/18/1117141826.jpg 1117141826 0 1024 89 526 111714/18/1117141826.jpg 1117141826 225 1024 0 680 111714/18/1117141826.jpg 1117141826 330 1011 0 680 111714/18/1117141826.jpg 1117141826 171 853 0 682 111714/18/1117141826.jpg 1117141826 0 1024 52 629 111714/18/1117141826.jpg 1117141826 18 1005 0 682 111714/18/1117141826.jpg 1117141826 57 966 0 682 111714/18/1117141826.jpg 1117141826 0 1024 0 682 111714/18/1117141826.jpg 1117141826 0 1024 50 631 111714/18/1117141826.jpg 1117141826 34 989 0 682 111714/18/1117141826.jpg 1117141826 171 853 0 682 111714/18/1117141826.jpg 1117141826 1 1022 0 682 111714/18/1117141826.jpg 1117141826 0 1024 0 682 111714/18/1117141826.jpg 1117141826 34 989 0 682 111714/18/1117141826.jpg 1117141826 0 1024 0 682 111714/18/1117141826.jpg 1117141826 0 1024 171 510 111714/18/1117141826.jpg 1117141826 0 1024 49 632 111714/18/1117141826.jpg 1117141826 0 1024 51 630 111714/18/1117141826.jpg111714/18/1117141826.jpg"Безопасность таких машин — камень преткновения в законодательстве. Например, когда мы решили построить проект "ЗИЛ", то я официально купил запчасти Chevrolet Tahoe и со всеми документами и проектом пришел в ГИБДД. Меня направили к специалисту из автомобильного института, и фактически на этом все и закончилось: мы даже не сошлись во мнении, какой статус будет у машины. Самодельной ее не назовешь – все агрегаты с лицензированного автомобиля… В общем, все "заглохло", — рассказывает Алексей.

При этом были единичные случаи, когда самоделка все же получала шанс на "нормальную жизнь".

"Я пытаюсь изучать опыт других людей, но те, кому удавалось поставить такие машины на учет, прошли семь кругов ада, потратили уйму денег и времени. Если бы была уверенность, что будет конечный результат, – я готов, но механизм целиком не разработан, единого пути нет. А сейчас, в принципе, что я делаю – я делаю для себя и музея. Я звонил даже в фирмы, которые занимаются оформлением переоборудованных автомобилей, но они, когда увидели проект, "умыли руки", — делится Алексей.

Сооснователь автоателье считает, что возможны определенные ограничения на выезд таких авто на дороги.

"Было бы неплохо, чтобы на наших машинах разрешали выезжать хотя бы раз в какой-то период времени. Раз в месяц, например. Если бы законодательно все было прописано, то мы с радостью все выполняли. Весь мой мозг и мои руки "заточены" под механику, и я готов выполнять технические условия, которые на меня возложит законодатель", — обещает автомеханик.

Есть только один путь


Сергей Радько, юрист Общественного движения автомобилистов "Свобода выбора", уверен, что такие машины имеют право не только на существование, но и на передвижение на общих основаниях.

"Если такие автомобили будут всесторонне проверены перед выездом на дороги общего пользования, то почему бы и нет? Эти машины делаются от души, плюс это ручная сборка, что дает нам повод говорить о том, что их качество сопоставимо с тем, что делается в особом порядке на некоторых автомобильных заводах. С точки зрения закона, чтобы легализовать такие машины, необходимо, чтобы они прошли сертификацию и только после этого получали одобрение ГИБДД", — поясняет юрист.

Сергей Радько считает, что необходимо продумать механизм сертификации таких автомобилей, порядок их легализации.

"Сам бы на такой ездил ", – говорит юрист.

"Сделать такую машину я не смогу, нет у меня таланта, но я помню в советское время подобные машины делались и на фоне унылого автопрома того периода они выглядели очень достойно. Поэтому это необходимо поощрять", — заключил Радько.

ГИБДД: практически без шансов

Как рассказал РИА Новости Крым начальник отделения технического надзора УГИБДД МВД по РК, подполковник полиции Игорь Головко, в отношении такие машин есть целый ряд запретов.

"Существует процедура внесения изменений в те или иные части конструкции. Кастомайзеры делают так называемый автомобиль-конструктор, являющийся продуктом интеллектуальной собственности – единичное транспортное средство. При производстве нельзя уничтожать идентификационные номера узлов и агрегатов транспортного средства, изменять максимальную массу или базу, если это не предусмотрено техническими характеристиками транспортного средства, менять части кузова и грузоподъемного оборудования", — рассказал Головко.

Есть и разрешенные опции.

"Во всех остальных направлениях, согласно требований техрегламента, люди могут вносить изменения в конструкцию транспортных средств: замена бамперов, дополнительный свет, расширители арок, установка лебедок и так далее. Это все не запрещено", — пояснил Головко.

На примере "ЗИЛа", сделанного севастопольскими кастомайзерами, начальник технадзора ГИБДД рассказывает, почему такую машину, скорее всего, не выпустят на дороги.

"Шасси у них сертифицировано, но с новой кабиной это ТС испытаний не проходило. Это абсолютно новая модель, которая заводом-изготовителем не была предусмотрена. Естественно, испытательная лаборатория, которая будет проводить оценку соответствия, может решить, возможно ли использование этого транспортного средства как единичного или как продукта интеллектуальной собственности. Сразу сказать "нет" — это голословно, все должно быть подкреплено соответствующими экспертизами, но, на мой взгляд, если транспортное средство не проходило оценку соответствия в рамках производителя, то вряд ли оно получит одобрение", — пояснил Головко.


Автомобили под будущие проекты Алексея Пляшко и его командыАвтомобили под будущие проекты Алексея Пляшко и его командыАвтомобильный тюнинг Автомобили под будущие проекты Алексея Пляшко и его команды1106843221rian_crimeaРИА Новости Крым.1Александр ПолегенькоАвтомобили под будущие проекты Алексея Пляшко и его команды111714/20/1117142004.jpg 1117142004 0 1024 75 413 111714/20/1117142004.jpg 1117142004 372 881 0 682 111714/20/1117142004.jpg 1117142004 334 1016 0 682 111714/20/1117142004.jpg 1117142004 0 1024 0 682 111714/20/1117142004.jpg 1117142004 391 993 0 682 111714/20/1117142004.jpg 1117142004 0 1024 0 682 111714/20/1117142004.jpg 1117142004 0 1024 25 462 111714/20/1117142004.jpg 1117142004 341 1024 0 682 111714/20/1117142004.jpg 1117142004 224 1024 1 682 111714/20/1117142004.jpg 1117142004 0 1024 53 629 111714/20/1117142004.jpg 1117142004 18 1005 0 683 111714/20/1117142004.jpg 1117142004 56 967 0 683 111714/20/1117142004.jpg 1117142004 0 1024 0 683 111714/20/1117142004.jpg 1117142004 0 1024 51 631 111714/20/1117142004.jpg 1117142004 33 990 0 683 111714/20/1117142004.jpg 1117142004 0 1023 0 683 111714/20/1117142004.jpg 1117142004 170 853 0 683 111714/20/1117142004.jpg 1117142004 0 1024 0 683 111714/20/1117142004.jpg 1117142004 33 990 0 683 111714/20/1117142004.jpg 1117142004 0 1024 0 683 111714/20/1117142004.jpg 1117142004 0 1024 50 632 111714/20/1117142004.jpg 1117142004 0 1024 52 630 111714/20/1117142004.jpg111714/20/1117142004.jpgВ случае, если водитель попадется за рулем самодельного авто, предусмотрена ответственность.

"Мы используем диагностическое оборудование, имеющееся у нас в распоряжении, проверяем техническое состояние органов рулевого управления, тормозной системы и другие факторы, влияющие на безопасность дорожного движения. Если будет выявлена угроза, то транспортное средство будет отправлено на штрафплощадку. Если нарушений не найдено, то мы выдаем требование на прекращение противоправных действий (выезда на дороги общего пользования — ред.). Если человек не выполняет наши законные требования, то в отношение него будет составлен материал по статье 19.3 "Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции". За это предусмотрено наказание в виде штрафа или административного ареста на 10 суток, с постановкой транспортного средства на штрафплощадку", — рассказал начальник технадзора ГИБДД.

Получается, сейчас узаконить такие автомобили возможности нет, хотя, например, в советское время "самоделок" хватало — ведь еще в 1965 году были утверждены "Технические требования к микролитражным автомобилям и мотоколяскам, изготовляемым в "индивидуальном порядке", правда с существенными ограничениями: двигатель не более 900 "кубиков" и максимальная скорость не более 75 километров в час.