Эльмара Мустафа, крымскотатарская блогер и писательница

Мужчина — добытчик и защитник. Эти стереотипы устоялись в далекие времена и не потеряли своей актуальности по сей день. А какими они были у крымских татар? Остались ли былые качества у представителей сильного пола? Каков он — идеальный мужчина для крымской татарки? 

О крымском татарине из глубины веков

Образ мужественного, красивого, умного, благородного, трудолюбивого и воспитанного крымского татарина хранят легенды, предания, рассказы предков и краеведов. Российские путешественники и этнографы, посещавшие Крым в разные века, делились своими наблюдениями в путевых заметках. К примеру, этнограф Михаил Дубровский описывал горного крымского татарина — тата — как не отличавшегося разговорчивостью.

"Татары в своих черных барашковых шапках и широких неуклюжих шароварах сидят в кофейне за чашкой кофе или в тени дома. Движения их спокойные, ленивые медлительные… Изредка по улице медленной, величавой походкой пройдет мулла с белой чалмой на голове и в длинном черном халате. На лице его то же величавое восточное спокойствие, но лицо более осмысленное, вдумчивое".

А вот жителей Южнобережья — ялыбойлу — описывали как обладателей среднего роста с черными быстрыми глазами, окаймленными черными ресницами и бровями, хорошим цветом лиц, правильным носом и ртом. Отмечалось, что они были "ловки в телодвижениях, сильны, неутомимы в трудах, неустрашимы, пылки донельзя, словоохотливы, гостеприимны, почтительны к старшим, богобоязливы. Они презирали несправедливость, ложь, пьянство и разврат, были храбры, мстительны, беспощадны. Но в то же время покорны и благодарны к тем, кто сделал им добро". 

Одним из ярких борцов за справедливость считался Алим Айдамакъ, который жил в 1816-1849 годы. Он был национальным героем, широко известным как "Алим — Крымский Робин Гуд". Только в отличие от вымышленного персонажа, он был реальной исторической личностью. 

В память об этом дерзком удальце на повороте в село Копырликой (Черемисовка) в Белогорском районе, воздвигнута стела со стилизованным всадником. 

Прославился он тем, что в свое время объявил непримиримую войну мурзам (дворянам), помещикам и царским чиновникам. В истории Алим Азамат огълу представлен двояко: как грабитель с большой дороги и национальный герой. 

Имеются документальные свидетельства, в которых рассказывается, что "разбойник" отдавал награбленные деньги беднякам, причем как мусульманам, так и христианам. 

"Алим жертвовал деньги на мечети, помогал устраивать свадьбы или похороны нуждающимся. Поэтому его поддерживало деревенское население и он пользовался симпатией мулл. Также Алим посещал мечеть, соблюдал оразу, на свадьбах сидел на почетном месте, а за время разбойничьих похождений никого не убил. Власти хотели его арестовать, но местные жители тщательно скрывали его", — пишется в протоколе заседания Таврической Ученой Архивной Комиссии 16 августа 1912 года.  

Более того, Алим Айдамакъ был ценителем искусства. Картины, раскрывающие красоту его родной земли, написанные кистью русского художника-мариниста Ивана Айвазовского, восхищали "легенду крымских дорог". Есть факты, подтверждающие, что он был не только очень заинтересован творчеством великого художника, но и знаком с ним лично. Даже побывал на его свадьбе с Юлией Яковлевной Гревс. 

В XIX веке поразил тюркский мир великий крымскотатарский просветитель, "учитель учителей" Исмаил Гаспринский. Общественный деятель, реформатор национального образования, писатель, издатель двуязычной газеты "Терджиман" ("Переводчик")  — первого тюркского издания на всем мусульманском Востоке, который более того получали еще и в Туркестане, Румынии, Китае, Иране, Египте, Болгарии и других странах. Его многогранное наследие — доказательство того, что крымскотатарские мужчины были еще и высокоинтеллектуальные. 

Гаспринский получил образование сначала в Симферопольской гимназии, затем в военном училище Воронежа. После сочетал учебу с работой за рубежом — в Вене, Париже и Стамбуле. Он выступал за необходимость образования женщин, внедрял в школах свой метод обучения, в том числе изучение светских наук, русского и иностранного языков в религиозных учебных заведениях. Выпустил несколько периодических изданий. Реформатор видел будущее своего народа в просвещении и добился своего. 

Мода на усы, чуб и бороду

Мыйыкъ, или усы, были особенностью облика молодых крымскотатарских мужчин вплоть до начала ХХ века. Это доказывают портреты крымской элиты, в которую входили ханы, калга-султаны, послы, визири… 

Известно, что в XVI — XVIII веках было модно носить усы разной формы, в основном, с чисто выбритым подбородком. Моду "диктовали" наиболее яркие, известные личности, в том числе ханы. 

Историки, специализирующиеся на изучении военного костюма, утверждают, что такие особенности, как длина усов и даже форма завитков их кончиков имели свое значение: по ним определяли подразделение, звание воина и то, как давно он служит.

Певица Севиль Велиева
В конце XIХ века не брили усы и штатские лица.  Несмотря на то, что отличались местом проживания и имели различия в культуре и языке. 

В настоящее время у молодых мужчин стало популярным отпускать бороду. 

У крымских татар было принято ее отпускать только после 40 лет. Такое решение сопровождалось специальным обрядом —  "Сакъал дуасы" (молебен для бороды). К этому возрасту мужчина собирал родных и друзей, проводил дуа — молебен, и только после этого отпускал бороду. При этом сбривать бороду уже запрещалось, можно было за ней только ухаживать. Такого мужчину называли къарасакъал — чернобородый. В этом возрасте вместе с обрядом приходила мудрость, считали наши предки. А вот в 60 лет  мужчина достигал статуса акъсакъала — седобородого.

Говоря об особенностях и традициях во внешности, стоит добавить, что в старину некоторые крымскотатарские мужчины на макушке головы носили длинный чуб. Тогда он назывался кокель — хохол. В переводе с крымскотатарского языка означает "люди неба", где "кок" – небо, "эль" – народ, люди. 

Идеальный мужчина для современных крымских татарок

Крымско-татарский праздник Хыдырлез в Крыму
Считается, что национальная красота является составной частью идеала мужчины. Однако со временем, идеалы меняются. Представительницы прекрасного пола среди крымских татар поделились, каким сейчас представляют своего "героя".  

Для лауреата премии "Журналист года 2017" Лили Веджат идеальный мужчина — понятие утопическое. "В его образе должна быть национальная база: любовь к Родине, комплекс семейных ценностей, уважение к старшим, к избраннице. Ведь в Коране отмечается, что только через уважение мы обретем счастье. Конечно, целеустремленность и трудолюбие. Считаю, внешность и материальное положение несущественным", — делится она.  

По словам заведующей кафедрой крымскотатарской филологии факультета крымскотатарской и восточной филологии  КФУ им. В.И. Вернадского Эдие Меметовой, идеальных мужчин, как и вообще людей, быть не может. 

"Насчет ценностей нельзя что-то однозначно сказать. Сейчас они другие. Виноваты в этом и женщины тоже. Излишняя эмансипация ни к чему хорошему не приводит. Но честность, порядочность, трудолюбие и доброта — это то, что всегда будет цениться", — утверждает доцент. 

А вот певица Найле Решитова считает, что крымский татарин в первую очередь должен быть надежным плечом для своей второй половинки. 

"Мой идеальный мужчина должен быть рядом и в радостные, и в грустные минуты. Он —  мужественный, трудолюбивый, внимательный. До конца быть преданным своей семье, лелеять и любить своих детей. Если говорить о национальных мотивах, то он, безусловно, должен знать родной язык. Или хотя бы разговорный, чтобы передать его своим детям", — говорит Найле.

Крымско-татарский национальный праздник Хыдырлез. Борьба Куреш.
Однако на идеальный образ имеют влияния и современные технологии.

"Я нашла идеального мужчину — это медведь из мультика "Маша и медведь". Хозяйственный, не пьет, не курит, добрый, умный, а главное терпеливый", — шутят в интернете, демонстрируя одно из влияний голубого экрана. Оно бесспорно имеет место, собирая в себе ценности современного общества, и уже не имеет национальности. Идеальных людей не существует, но их образ всегда с нами. На первый взгляд покажется, что вы совершенно разные, только потом поймете, что это фактически ваше отражение.

Лично я считаю, что наши идеалы формируются с детства. Возможно, они прививаются легендами, рассказами или родителями, с которых мы берем пример, и со временем становятся главным фундаментом нашего будущего образа. 

Для меня идеальный крымский татарин — умный, добрый, веселый, целеустремленный, решительный, интересный, с хорошим чувством юмора, благородством. Это человек, который не просто несет ответственность за свою избранницу, семью или свой народ, но и совершает мужские поступки.