Александр Хроленко, военный обозреватель 

Недавнее каботажное плавание двух судов вспомогательного флота ВМС Украины из Одессы в Бердянск и бессмысленный "танец с копьями" в киевских СМИ лишний раз отразили всю немощь украинского флота. Жалкая попытка Киева заявить о свободе судоходства в Азовском море – в составе каравана судов, под руководством российского лоцмана и в сопровождении пограничных кораблей ФСБ России – дискредитирует национальную идею "Украина превыше всего". 

Совершенно экзотична и анекдотична ситуация, когда двумя судами вспомогательного флота (тылового обеспечения) на переходе морем командует целый капитан первого ранга. В этом звании офицеры, как правило, управляют соединениями боевых кораблей. А если руководитель каботажного плавания рисует эпические картины журналистам — воинской доблести в том нет и быть не может.

Капитан первого ранга Дмитрий Коваленко в Керченском проливе командовал практически безоружными украинскими судами – спасателем "Донбасс" и буксиром "Корец", которые изначально не представляли ни малейшей угрозы российской стороне (или Крымскому мосту). Спекуляции в прессе о готовности к боестолкновению с российскими пограничниками – выглядят бессмысленно и жалко. И нервничать украинским экипажам следовало, прежде всего, из-за ветхости своих судов: "Донбасс" (изначально – плавмастерская) бороздит морские просторы уже 39 лет, "Корец" — лишь на четыре года моложе. Здесь не до жиру, быть бы живу. 

С другой стороны, эмоциональные рассуждения некоторых российских экспертов об "украинской провокации" неуместны. Если немногочисленные силы украинского флота стремятся попасть в азовскую "мышеловку", почему бы не предоставить им российского лоцмана?

Ломились в открытую дверь

Буксир Корец ВМСУ у берегов Крыма
На пути из Одессы в Бердянск украинские суда шли в исключительной экономической зоне РФ, то есть вблизи южного побережья Крымского полуострова российскую границу не нарушали. Внимание дежурных сил ФСБ России соответствовало нормам международного права. Дальше – еще больше взаимопонимания и сотрудничества. Слухи об опасной ситуации в Керченском проливе сильно преувеличены.

Заметим, любое взаимодействие с крымскими официальными учреждениями украинским ВМС запрещено законом об "оккупированных территориях". Однако для прохода по мелководному Керченскому проливу спасателю и буксиру понадобилась помощь российского (керченского) лоцмана, который-таки благополучно (и бесплатно) провел украинские суда под арками Крымского моста – на общих основаниях в мирном караване многочисленных морских скитальцев. 

Артиллерийские катера ВМС Украины
После этого "Донбасс" и "Корец" пошли в Бердянск, где станут частью военно-морской (буксирно-спасательной) базы Украины. Ранее Киев сообщил о намерении усилить военное присутствие в Азовском море и перебросил туда два малых артиллерийских катера типа "Гюрза-М". Эффективность подобной группировки сравнима с влиянием лунного света на рост телеграфных столбов, однако президент Петр Порошенко удовлетворен выходом ВМС Украины в Азовское море. 

Очень кстати американские партнеры 27 сентября передали Киеву два старых списанных катера класса "Айленд" – Drummond и Cushing. Подобные катера уже получали Грузия и Коста-Рика. Что тут скажешь, Бердянск и "Айленд" – это сила. 

А если говорить о безопасности Крыма, то открытый для всех российских и иностранных граждан полуостров является все же одним из самых защищенных регионов РФ – на всех географических направлениях и во всех сферах боевого применения. 

Сон разума

После Азовского прорыва командир украинского катера "Кременчуг" Александр Регула заявил, что его боевая единица, сопровождая вспомогательные суда "Донбасс" и "Корец", оставалась невидимой для российских пограничников из-за "специальной геометрии, радиопоглощающих обводов корпуса и покраски катера". В свою очередь руководитель общественной палаты Крыма Григорий Иоффе призвал украинских военных прекратить сочинять сказки о "Летучих голландцах".

Действительно, украинское судостроение переживает не лучшие времена, и технологии "стелс" ему недоступны. Если двум артиллерийским катерам позволили находиться в Керченском проливе, это не означает, что российские специалисты их не контролировали. Азовское море является внутренним и для России, и для Украины, поэтому нецелесообразно сочинять истории о "российской агрессии", украинской тактической внезапности или "невидимых" морских сражениях с применением пожарных брандспойтов.

Артиллерийские катера ВМС Украины
Раньше или позже, Киеву и его военно-морским силам придется возвращаться в реальность. Крым вновь стал российским регионом после проведенного там в марте 2014 года референдума, на котором 96,77% избирателей Республики Крым и 95,6% жителей Севастополя высказались за вхождение в состав РФ. То есть, проголосовали за воссоединение с Россией демократическим путем, в полном соответствии с международным правом и уставом ООН. Вопрос Крыма закрыт. При необходимости, будет закрыто и Азовское море. Разумнее считаться с интересами России.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции