СЕВАСТОПОЛЬ, 17 янв – РИА Новости Крым, Андрей Киреев. В Казачьей бухте недалеко от берега уже много лет "на брюхе" лежит сверхмалая подводная лодка. Примерно две трети мини-субмарины находятся под водой, верхняя часть с рубкой возвышается над морской гладью. Весь год "ветеран" служит фермой для мидий, а летом горкой для прыжков в воду. Как подводный аппарат оказался в таком состоянии, выяснял корреспондент РИА Новости Крым.

Первый в серии

Заброшенная в Казачьей бухте сверхмалая подлодка – головной подводный аппарат проекта 1839, который был произведен в начале 70-х на заводе "Красное Сормово" (Нижний Новгород). Официальное название — автономный рабочий снаряд АС-10.

"Этот аппарат был создан, чтобы искать и обследовать затонувшие объекты (корабли, подводные лодки, самолеты), поднимать вооружение, военную технику, участвовать в других судоподъемных операциях", — рассказал РИА Новости Крым первый командир АС-10 Юрий Карелин, который в начале 80-х возглавил 288-ю группу подводных лодок специального назначения Черноморского флота.

Подводная лодка "Краснодар" с ракетами "Калибр" прибудет в Севастополь >>

Длина АС-10 13,6 метров, ширина – 3,5 метра, высота около 5 метров, осадка – почти 3 метра. Максимальная глубина погружения аппарата – 500 метров. Экипаж в момент погружения – три человека. Он был оснащен специальными клешнями-манипуляторами, которые позволяли брать предметы под водой, резать или цеплять тросы, очищать завалы на затонувших объектах.

"АС-10 относится к подводным лодкам, только сверхмалым, поскольку использует такой же принцип погружения и всплытия, как обычные субмарины (за счет заполнения балластных цистерн водой). Также аппарат оснащен дифферентными цистернами, которые позволяют управлять дифферентом (углом наклона кормы или носа подводной лодки)", — пояснил капитан второго ранга в отставке.

ЧФ за три года получил более 50 новейших кораблей и подлодок >>

Севастопольское авиационное предприятие
АС-10 был первым подобным подводным кораблем и был создан как платформа для испытаний. На нем были протестированы приборы, системы и принципы работы, которые позже были использованы в серийных аппаратах.

"Я поехал на "Красное Сормово" в 1970 году, когда аппарат только строился, и 10 месяцев мы с экипажем изучали его. Это был головной корабль серии, поэтому не было специалистов, которые могли нас чему-то научить", — вспоминает Карелин. На Черноморский флот АС-10 поступил в 1971 году.

В том же году в строй встал другой похожий аппарат — спасательный подводный снаряд (СПС). Но у него было другое оборудование, соответственно и задачи – спасать экипаж затонувших подводных лодок, лежащих на грунте. СПС опускался на подводную лодку, стыковался с люком, откачивал воду с камеры присоса и мог принять у себя на борту сухим способом до 20 подводников.

Боевой путь

Уже в 1972 году АС-10 проводит весь комплекс работ по оказанию помощи условно затонувшей подводной лодки А-615 на глубине 60 метров: фактически обеспечивает подъем корабля на поверхность, продувание балласта от судна-носителя аппарата ОС-3.

Осенью этого же года аппарат привлекают для поиска затонувшего возле Адлера пассажирского самолета Ил-18, на борту которого находились 112 человек. АС-10 опускается на глубину 450 метров, но обломки лайнера так и не находит.

ЧФ за три года получил более 50 новейших кораблей и подлодок >>

Радиотелескоп П-2500 (РТ 70) в Центре дальней космической связи в селе Витино под Евпаторией
В ноябре 1974 года в районе аэропорта Бельбек в море разбивается бомбардировщик Ту-22. В этот раз АС-10 находит обломки самолета. "Их мы обнаружили на глубине 60 метров. Это были мелкие блестящие кусочки металла. Дно илистое, создалось впечатление, что по плацу машина проехала и раскидала щебенку", — рассказывает Карелин, подчеркивая, что вода может оказаться тверже земли.

По его словам, самолет входит в воду как снаряд с огромной скоростью. Вода поршнем выдавливает колпаки водных кабин и, сметая все на своем пути, врывается в отсеки самолета. В этот момент происходит резкое нарастание давления, во много раз превышающее забортное, что приводит к гидравлическому взрыву. В итоге от самолета остаются небольшие обломки с большим радиусом разлета. "Позже мы нашли ботинок и ступню пилота", — вспоминает подводник.

Всплытие покажет: подводные лодки России в бою >>

Затем АС-10 становится свидетелем трагедии с большим противолодочным кораблем "Отважный". 30 августа 1974 года недалеко от Севастополя во время движения БПК в его погребе происходит непроизвольное включение маршевого двигателя одной из зенитных ракет кормовой ракетной установки. Огненная струя попадает на стартовый двигатель, ракета сходит с направляющего барабана и поджигает палубу. Затем срабатывают двигатели других ракет. Происходит пять сильных взрывов, которые разрушают палубу и часть переборок, начинается сильный пожар. Позже огонь доходит до авиабомб и цистерн с авиационным керосином. Происходит мощный взрыв, после чего корабль идет на дно. "Отважный" обнаруживают на глубине 120 метров. АС-10 проводит съемку и визуальный осмотр повреждений БПК. Аппарат делает погружения к "Отважному" в течение трех лет, во время которых поднимает важные для исследований предметы на поверхность.

В Севастополе планируют создать полноценный судоремонтный кластер — Овсянников >>

Активно участвует АС-10 и в научных экспедициях. В 1973 году его привлекают к обследованию акватории в районе Пицунды. "Там вода стала подъедать пляж в районе международного курорта, и ученые решили выяснить причину с помощью обследования дна. В итоге выяснилось, что море стало забирать пляж из-за того, что гравий для строительства санатория брали в том месте недалеко от берега", — отмечает Карелин.

Позже на научно-исследовательском судне "Академик Алексей Крылов" АС-10 в научных интересах погружается в Атлантику.

Лихие 90

За время своей службы АС-10 совершил сотни погружений, принял участие во многих учениях и поднял со дна множество торпед и других предметов. Развал Советского Союза сказывается не только на жизни его граждан, но и на кораблях. В начале 90-х группу подводных лодок специального назначения разгоняют, а АС-10 списывают.

"Конечно, к тому времени АС-10 сильно устарел. На новые аппараты устанавливают современное оборудование, корпус делают из титана, который позволяет погружаться на глубину до тысячи метров", — говорит первый командир АС-10.

"Черная смерть": самые яркие операции русских морпехов >>

Мини-субмарину покупают местные предприниматели для переделки его в туристическую подводную лодку. 

"АС-10 планировали перевести в Ялту, чтобы катать там туристов. Ветераны 288-й бригады смотрели на это скептически. За подобным аппаратом надо профессионально ухаживать, вентилировать. В итоге все оборудование окислилось и АС-10 перетащили в самый конец Южной бухты. Позже его стали выгонять и оттуда, мини подводную лодку перетащили в Казачью бухту, где она находится и сейчас", — отмечает Карелин.

Судьба АС-10 не исключительное событие в истории Черноморского флота. В бухтах Севастополя и не только хранится много артефактов родом из 90-х годов прошлого века, о которых сами горожане уже мало что помнят.

Рыцари крымского неба: не фотографируются перед вылетом, спят по восемь часов и летают без "обручалок" >>