Рейтинг@Mail.ru
Сам себе режиссер - РИА Новости Крым, 14.02.2017
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Сам себе режиссер

© РИА Новости . Сергей Пивоваров / Перейти в фотобанкПервое слушание по уголовному делу в отношении украинского режиссера Олега Сенцова
Первое слушание по уголовному делу в отношении украинского режиссера Олега Сенцова
Читать в

Григорий Иоффе

История, произошедшая с крымчанином Олегом Сенцовым, заставляет задуматься о тех метаморфозах, которые в последнее время произошли с самим понятием правозащитной деятельности. Чего и кого сегодня только не защищают записные правозащитники! Вот только к самому понятию права все эти публичные телодвижения имеют отношение весьма относительное.

В моей молодости когда-то существовала расхожая шутка: "Он очень хорошо знает свои права и чужие обязанности". Так говорили о человеке, постоянно что-то требовавшем у других, но не замечавшим за собой обязанности тоже участвовать в чем-то значимом, серьезном.

С самого начала истории с Сенцовым, когда он был задержан, а потом арестован и обвинен в попытке проведения террористических актов в Крыму, меня коробило, что к его фамилии в различных СМИ прикрепляли словечко "режиссер".

ЗАЛ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ КРЕСЛО СУДЬИ
Дело украинского режиссера Сенцова о терактах в Крыму поступило в судВ Северо-Кавказской окружной военный суд поступило дело в отношении Олега Сенцова и Александра Кольченко, заявила пресс-секретарь суда Алена Катькало.
По роду своей деятельности я много лет вращался в среде крымской интеллигенции. С самого детства знал всех крымских писателей, потому что моя бабушка с материнской стороны хлебосольная и гостеприимная Вера Григорьевна Михайлова была плодовитой крымской детской писательницей. Много лет я дружил с выдающимся крымским поэтом и драматургом Владимиром Орловым, а на моей книжной полке стоят книги с дарственными надписями Елены Криштоф, Анатолия Милявского, Бориса Сермана, Александра Лесина и многих других, чье творчество создавало славу литературному Крыму в конце прошлого века. Писатели всегда были тесно связаны в Крыму с актерами, режиссерами и другой театральной братией. А уж когда началась моя журналистская карьера, я придумал рубрику в областной молодежной газете "Встреча для вас" и старался не пропустить ни одного приезда в Крым знаменитого режиссера, актера, писателя. Никогда не забуду особой атмосферы во время интервью с Юрием Визбором, Зиновием Высоковским, Зиновием Гердтом, Евгением Крылатовым, Леонидом Каневским и другими заезжими гастролерами. И вот на тебе – крымский режиссер Олег Сенцов!? Ничего не слышал о таком не только я, не слышали о нем и многочисленные опрошенные мной в разгар событий  деятели культуры и искусства Крыма, да и простые окололитературные и около- киношные персонажи. А тут еще и  подозрения в организации Сенцовым террористических актов. Как одно сочетается с другим?

© РИА Новости . Александр ПолегенькоПредседатель общественной палаты Республики Крым Григорий Иоффе
Председатель общественной палаты Республики Крым Григорий Иоффе

Первое слушание по уголовному делу в отношении украинского режиссера Олега Сенцова
Сенцова приговорили к 20 годам заключения за теракты в КрымуВ ходе прений гособвинитель просил суд назначить Сенцову наказание в виде 23 лет строгого режима с ограничением свободы на два года. Для второго подсудимого Александра Кольченко прокурор попросил 12 лет лишения свободы с ограничением свободы на один год и шесть месяцев.
Этим вопросом я задался сразу после того, как спецслужбы сообщили о том, что разоблачили организаторов готовившегося 9 мая 2014 года теракта в Симферополе. Удалось узнать, что в Симферополе Олег Сенцов поначалу был владельцем небольшого компьютерного клуба, а затем при помощи обыкновенного фотоаппарата (!) с участием непрофессиональных актеров снял нечто, которое и назвал кинофильмом со странным наименованием "Гамер". Очень долго искал возможность посмотреть эту пленку, нашел в интернете несколько трейлеров. Мне показалось, что сценария у этого, с позволения сказать, фильма – нет. Задумка состояла в том, чтобы показать, как подросток Леша с прозвищем "Косс" только и делает, что играет в компьютерные стрелялки, бегалки, взрывалки. Это его страсть обрекает паренька на целый ряд неприятностей: он бросает учебу, не обращает внимания на подружку Катю, по сути не испытывает никаких чувств к ней и даже к своей матери, при этом в своей среде он считается одним из лучших геймеров.

Каким-то образом (в фильме ни слова не говорится, каким именно) он попадает на международный геймерский турнир в… Лос-Анджелесе. И занимает там, "увы", второе место, и это как бы открывает его глаза на наш противоречивый мир, помогает ему избавиться от своих представлений об этом мире, и тогда мы видим на весь экран его улыбку. Конец фильма.

Повторяю – "кино" снято в 2011 году с помощью фотоаппарата непрофессиональными людьми. К сожалению, в наше непрофессиональное время это никого не удивляет. В заголовок я вынес название некогда популярной ТВпередачи. Действительно: каждый сам себе режиссер, и в этом ничего плохого нет. Гораздо лучше снимать на фотоаппарат, а правильно и по-русски сказать – фотоаппаратом, какую-то свою лабуду, чем заниматься более социально-опасными делами.

Президент РФ Владимир Путин на двенадцатой большой ежегодной пресс-конференции в Центре международной торговли на Красной Пресне. 23 декабря 2016 года
Путин назвал условия для амнистии Сенцова и Сущенко
Но Сенцов почему-то решил, а почему – чуть ниже я выскажу предположения, что режиссура, конечно, в его понимании, это его призвание. Кто ему об этом сказал? Почему он так решил? Об этом стоит только догадываться. Он начал возить с собой эту ленту, хотя лентой называть то, что является продуктом фотоаппарата, сложно, но по сложившейся традиции фильмы называются лентами, по разным профессиональным и непрофессиональным сообществам, самопальным и несамопальным кино- и просто фестивалям. Очевидно, в этих поездках он и укреплялся (или его кто-то укреплял?) в уверенности, что он создал нечто как режиссер. Но и в этом ничего плохого нет: решил парень, что он режиссер, да и пусть будет режиссером. Он даже попытался снять еще одну ленту, которую назвал "Носорог". Ничего из этого не получилось, хотя какие-то деньги из государственных украинских источников, по сведениям из интернета, он все же получил. И это довольно удивительно, ведь даже настоящие режиссеры таких подарков от украинского бюджета давно не получают. И если первый фильм, как говорил сам Сенцов, был снят за 20 тысяч долларов (правда, откуда такие деньги у неработающего молодого симферопольца мы не знаем), то уже "Носорог" должен был сниматься на деньги в десятки раз большие. Потом появились сведения, что у Сенцова есть в активе и какие-то рассказы, впрочем, их никто не читал. Более того, стали тиражироваться сведения, что он еще является драматургом, хотя пьес этих тоже никто не видел, не читал и не ставил…

Так с чем же мы имеем дело? И что бы изменилось в общественном восприятии, если бы мы узнали, что террористический акт в Симферополе готовил сантехник Олег Сенцов? Или штукатур? Или преподаватель? Или врач?

Как выясняется, изменилось бы многое. Например, не было бы письма знаменитых российских кинорежиссеров и киноактеров в защиту "режиссера Сенцова". Они бы не писали письмо в защиту сантехника. Не было бы разговора о том, что Сенцова нужно отпустить из тюрьмы, затеянного на заседании президентского совета по правам человека одним из известнейших российских режиссеров, который обратился непосредственно к президенту страны. По поводу сантехника он бы не обращался.

Слушание по уголовному делу в отношении украинского режиссера Олега Сенцова
В Киеве заявили, что РФ повторно отказалась передать Сенцова и Кольченко
Значит, кому-то нужно было создать этот ореол и культивировать уже созданный кем-то или самим Сенцовым миф о его принадлежности к миру  высокого искусства. Ведь если террористический акт "сочиняет" режиссер, то это, вроде, уже и не террористический акт, а акт протеста интеллектуального, высокоранимого, особенного человека. А особенный человек, очевидно, задумывает свой протест, потому что понимает всю глубину и весь ужас того положения, против которого он протестует. Сантехник, мол, способен лишь на примитивную борьбу за выживание, тогда как режиссер думает о трагедии всего человечества. Под этим соусом, скорее всего, и рождалась "сенцовщина", как пропагандистский продукт.

Еще раз специально оговорю: все это плод моих размышлений, и я могу быть неправ. Тем не менее, я думаю, что те силы, для которых «крымская весна» стала началом краха их политических карьер, да и просто человеческого краха, эти люди и представленные ими силы были вовлечены в целый ряд противоправных действий, которые нужно было представить наиболее убедительно как реакцию на так называемую аннексию Крыма. Это было тем более важно, что в самом Крыму миф об "аннексии" ну никак не работал. Ни одной минуты! Уж очень еще свежи в памяти миллионов крымчан и россиян искренние и светлые воспоминания о февральско-мартовских днях всеобщего энтузиазма и ликования. Вот и потребовался не сантехник, а протестующий режиссер, то есть убежденный и мыслящий творец. И тогда выяснилось, что, как говаривал лучший друг кино всех времен и народов, "других режиссеров" для задуманного у нас попросту нет.

Режиссер Олег Сенцов
Российские писатели просят Путина помиловать украинского режиссера Сенцова
Уже потом, ставшие частью технологии, все эти многочисленные письма, подписанные громкими фамилиями, и не только в России, а и за рубежом, все эти глубокомысленные заявления в адрес власть имущих шли со стороны тех, кто даже одним глазком не видел этого фотоаппаратного фильма. Да им этого и не было нужно: в висках стучало – режиссер протестует, поддержим режиссера!  Эти люди тупо поймались на расставленную для них ловушку: корпоративную солидарность.

Значит продуманно все было обтяпано. Ведь сантехники не имеют возможности обратиться через своих агентов влияния напрямую к президенту, а режиссеры имеют, сантехники не могут выйти на уровень международных профессиональных организаций, а режиссеры могут. А как вам еще и тот факт, что, говоря о необходимости освобождения Сенцова, никто трусливо не говорит о том, что, значит, и суд над ним был неправым. Раз его нужно освободить, значит, он ни в чем не виноват? А куда тогда деть те доказательства, которые скрупулезно собирали следователи, которые внимательно, шаг за шагом, исследовали судьи?

Если нет суда – правого и справедливого, перефразируя известный постулат Достоевского, значит, все дозволено? Если ты режиссер, значит, тебе все можно, выходит так? Но если вы считаете, что суд не прав, где ваша смелость сказать Президенту страны в глаза: "Президент, в Вашей стране суд глумится над невинными людьми". Вы же понимаете, что в ответ последует вопрос: "Откуда вы знаете, что он невиновен? Вы что, смотрели материалы дела? Вы что, исследовали доказательства?" Ведь о Сенцове сказали, что он виновен, только после решения суда. А до суда на основании презумпции невиновности он не был виновен.

Одесский международный кинофестиваль. День седьмой
Украинский режиссер Сенцов в последнем слове не признал винуТакже украинский режиссер надеется, что "это его не последнее слово". Второй подсудимый Александр Кольченко свою вину также не признал.
Путь, который прошел Сенцов от человека, впервые попавшего в студию Черноморской телерадиокомпании в Симферополе (близкой к БЮТовским структурам Юлии Тимошенко) в 2011 году, до человека, оглашавшего свое последнее слово на суде в 2015 году, огромен. Если в студии "Черноморки" Сенцов не мог связать двух слов и буквально "на пальцах" объяснял, что же он такое снял фотоаппаратом, то в своем последнем слове он был картинно красноречив, рассказывал, как он кормил украинских военных, которые находились в уже выбравшем российский путь Крыму. Это уже был Сенцов, который ездил на автомайдан. А вот на чем, за какие деньги, для чего – это до сих пор неизвестно.

Если в студии "Черноморки" этот человек ни одного слова не говорил ни о своей, ни своего фильма и дела национальной принадлежности, то в последнем слове это был ярый украинский патриот. Этот фальшивый и трагический путь он проделал, конечно же, с чьей-то помощью. И только кадры из судебного заседания, где видны постоянно находящиеся в хаотичном движении руки этого явно не адекватного человека и его болезненное закатывание глаз напоминают о всей странности сложившейся ситуации.

В одном из блогов в Интернете кто-то написал: "Если Сенцов режиссер, то я летчик-истребитель полка "Нормандия – Неман". Довольно странное ироническое замечание. Но то, что Сенцов не режиссер своей судьбы, а покорный исполнитель чьей-то воли, мне кажется, вполне доказано. Как и то, что он покушался на проведение террористического акта. И все (утверждаю: все!) законопослушные граждане обязаны верить этому выводу суда, потому что если не верить судам, то нас некому будет защитить от срежиссированных террористических катастроф.

… Когда этот текст уже был написан, из Берлина вновь пришло известие о требовании Европейской киноакадемии "освободить украинского кинорежиссера Сенцова". Как знать, может быть высокая политика в конце концов будет способствовать очередному кульбиту в судьбе этого человека. Тогда дело останется за малым – подтвердить политически мотивированное псевдо звание "режиссера" хоть одним нетленным киношедевром. Ау, академики, вы все еще на это надеетесь!?

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала