Евгений Бондаренко, автор серии фильмов о полуострове "Все о Крыме"

Крым давно уже стал натурной съемочной площадкой  и мало кого удивишь тут созданием очередного фильма. Но вот съемки в одной из пещер полуострова увидишь не часто. Особенно, если это Эмине-Баир-Хосар, а фильм – приключенческий, многосерийный и снимается по заказу "Первого канала"!

Интересно?

"Пещера начиналась огромным уходящим вниз залом. Косые лучи света из входного колодца освещали его переднюю часть, но дальняя, более глубокая, терялась в густом мраке темноты. Из черной бездны веяло ледяным холодом, а над головой пугающими тенями проносились летучие мыши. Осторожно, нащупывая камни, наш герой спускался по крутому склону. Неожиданно правая нога предательски поехала по скользкому глиняному полу, и он кубарем покатился вниз. К счастью, торчащий из земли огромный валун остановил его, не дав свалиться в глубокую яму. С трудом поднявшись, утирая кровь с разбитого лица, наш герой вгляделся в темноту – что-то невольно подсказывало ему, что именно там, в глубине подземного лабиринта, находится то, ради чего он проделал этот долгий и трудный путь…"

– Стоп! Снято! Все на исходную, сделаем еще один дубль!

Именно такую сцену можно было наблюдать этой осенью в одной из самых знаменитых крымских пещер – Эмине-Баир-Хосар, что находится на нижнем плато знаменитой горы Чатыр-Даг, на километровой высоте над уровнем моря.

В эти дни пещера напоминала огромный муравейник, внутри которого туда-сюда ходили и бегали режиссеры и операторы, актеры и костюмеры, статисты и консультанты. Одни таскали декорации и технику, другие включали прожекторы и пускали дым, третьи раздавали команды и выполняли поручения.

Скриншот трейлера фильма Каникулы президента
Выше пещеры, на горном плато, словно кибитки в цыганском таборе, стояли многочисленные автобусы и вагончики – костюмерная, гримерка, кухня… Да-да, и кухня тоже, а куда ж без кухни – всех надо накормить, напоить, а потом, кстати, еще и спать уложить, то есть отвезти в городской отель. А утром опять на гору – в пещеру, за двадцать километров от города.

"Удивительно, но в этой огромной глубокой пещере, за сотни метров от входа, оказался длинный узкий тоннель, пробитый вручную. Это подтверждали следы инструментов на его стенах. Пройдя по тоннелю, наш герой попал в небольшой зал, на дне которого – о, счастье – было озеро с кристально чистой водой. В полной тишине было слышно, как редкие капли, падая с потолка, с хрустальным звоном ударяются о поверхность водоема. Припав к воде, забыв об осторожности, он жадно и долго пил, но никак не мог напиться. Наконец, успокоился, перевел дух, однако долго еще не отходил от источника, время от время наклоняясь над гладью озера и делая маленькие глотки…"

– Стоп! Не очень убедительно! Побольше драмы, страсти! Надо было тебя на самом деле не поить два дня!

– Так я, это…

– Все-все, не теряем время! Еще разок!

На три дня пещера и все, что ее окружало, превратились в одну большую кинематографическую площадку. Впрочем, крымчан этим уже не удивить. Не привыкать им к тому, что отечественные и зарубежные кинематографисты давно рассматривают полуостров как свою постоянную "съемочную площадку".

В Крыму такое разнообразие природных и рукотворных ландшафтов: море и горы, глубокие ущелья и шумные водопады, дремучий лес и бескрайняя степь, отвесные скалы и цветочные поляны – что еще нужно, чтобы снимать сюжеты для любых, даже самых невероятных историй!

Хабенский и Гармаш могут сняться в фильме Плетнева "Севастополь 1942" >>

Многочисленные крымские пещеры – еще один повод для фантазий сценаристов и продюсеров, особенно такие, как Эмине-Баир-Хосар, с огромными залами, длинными галереями и потрясающими по красоте натеками. Ну, где, как не в ней снимать самую таинственную часть истории!

"Внезапно на гладкой поверхности подземного озера вспыхнуло отражение слабого источника света – то ли свечи, то ли фонаря, расположенного где-то за спиной, и в его отблеске мелькнуло на мгновение страшное обезображенное лицо.
Наш герой резко обернулся, но лишь едва заметная дрожащая тень появилась было на стене пещеры — и тут же исчезла во мраке тоннеля. На мгновение он услышал торопливые шаги, но и они вскоре затихли. Что это, кто это был? Сердце билось так, словно готово было выскочить из груди, а по спине, между лопаток, предательски стекала холодная капля пота".

– Отлично! Вот ведь, можешь, когда хочешь! Даже переснимать не будем! Поехали дальше – следующий план!

С трудом удалось-таки разговорить режиссера фильма Сергея Пикалова, который  по большому секрету немного рассказал о съемках: рабочее название многосерийного фильма – "Варгазея". Снимает его продюсерская компания Дениса Евстигнеева "Русский проект" по заказу "Первого канала". Жанр собирательный – это и драма, и мистика, и приключения. Одним словом, мистический триллер!

Сценарий основан отчасти на двух рассказах Куприна – "Олеся" (еще одно рабочее название фильма) и "Звезда Соломона", однако история вполне современная, действие происходит то в Москве, то в Сибири, то совсем далеко от дома – в чужой стране, где идет война.

В аэропорту "Симферополь" прошли съемки фильма >>

По сюжету, главный герой, теряя свою любовь, верит в существование древней мистической книги, исполняющей желания. Написана она была самим дьяволом, долгое время принадлежала царю Соломону и, в конце концов, спрятана в глубокой труднодоступной пещере. Отправляясь на поиски, главный герой путешествует по бескрайним просторам российской тайги и каменной пустыне, под раскаленным солнцем Востока; странствует по бездорожью, исследуя брошенные деревни, и пытается выжить в вооруженном конфликте, теряя боевых товарищей. Он верит, что заклинания таинственной книги помогут вернуть любимую, нужно только найти ее – ту самую книгу!

"Попав в очередной зал, он осмотрел его, осторожно выглядывая из-за скалы. Боже, какой он огромный! Несмотря на то, что глаза давно привыкли к темноте, конца его все равно не было видно. Высокий полукруглый свод шевелился мрачным живым покрывалом, сотканным из тысяч летучих мышей. Из непроглядного сумрака, посреди звенящей тишины, доносились какие-то странные едва различимые звуки: то ли зловещий шепот, то ли плач ребенка, то ли чей-то злорадный смех… Что это? Фантазии эха – дитя падающих капель и пустоты гигантского зала? А может, болезненная фантазия воспаленного сознания? Или… здесь действительно кто-то есть? Но, кто, и что ждет его впереди?"

– Хорошо, очень хорошо, молодец! – Глядя на монитор, главный режиссер с удовольствием потирал руки – ему явно нравилось, то, что получалось в ходе съемки.

По словам  продюсера фильма Дмитрия Трубина, проект весьма масштабный – только в Крыму съемки проходили в Инкермане, Феодосии, Мисхоре, Судаке и других местах полуострова. Съемочная группа – около 60-ти человек, в том числе, не малая часть крымских специалистов – художественная, постановочная, реквизитная. Актерский состав проекта молодой, но уже отметившийся в других фильмах. Это Нодар Джанелидзе, Александр Горбатов, Владислав Абашин, Мария Андреева и другие талантливые актеры.

Ключевой момент фильма – события в пещере, где у главного героя происходят неожиданные встречи со странными людьми, и где он, наконец, находит то, что так долго искал…

"Осторожно выйдя из своего укрытия, он стал пробираться через огромный зал. Кругом были разбросаны тачки, лестницы, кирки и лопаты, старые плетеные корзины и насквозь проржавевшие ведра, стоптанные ботинки и полуистлевшая одежда. Вскоре он наткнулся на узкоколейку, уводящую в очередной тоннель. На ее рельсах одиноко стояла железная вагонетка, заполненная рудой. Кое-где на стенах висели закопченные керосиновые лампы. Теперь-то он понял, почему все тоннели казались ему высеченными вручную – так и есть! Вся пещера – лабиринт бесконечных штолен заброшенного рудника!"

– Еще разочек! И добавьте-ка тумана для эффекта! И свет надо немного приглушить, слишком ярко для такого места.

Эх, как же помог в этом естественный антураж пещеры! Осталось лишь дополнить его разной бутафорией, да как следует подсветить.

"Пещера Эмине-Баир-Хосар – потрясающее место, каких я нигде больше не встречал, – рассказывает Сергей Пикалов. – Я побывал во многих пещерах, трижды приезжал сюда и каждый раз убеждался, что для съемок этого эпизода лучше натуры не найти, вся наша группа под впечатлением от этой пещеры!"

Остается лишь добавить, что работа над фильмом продолжается. Потом начнутся долгие месяцы монтажа, работы со звуком, эффектами и т. д. На экраны фильм выйдет не раньше осени. Так что, запасемся терпением, друзья!

"Как же он раньше не догадался! Конечно, это старый рудник в недрах скалы! Разбросанный кругом инвентарь, инструменты и прочая рухлядь давно покрылись плесенью и почернели. Интересно, что здесь добывали, и… почему один фонарь светится? Да-да, в нем горит огонь, значит, кто-то тут действительно есть! По крайней мере, был, и совсем недавно! Сняв со стены проржавевший, но, как видно, все еще рабочий фонарь, он пошел было дальше, освещая путь, как вдруг… что это? След? Ну, да, след человеческой ноги, но… босой! Он хорошо отпечатался на темно-красном глиняном полу. Кто может ходить босиком в сырой холодной пещере, на глубине в десятки и за сотни метров от входа? Сжав одной рукой рукоятку пистолета, другой держа над головой фонарь, наш герой стал пробираться вглубь, как вдруг, со стороны каменного завала, он услышал приглушенный шепот. "Кто здесь?" – спросил он, вглядываясь в темноту, не зная, что сзади к нему бесшумно приближается мрачная фигура в длинном плаще с капюшоном, скрывающим лицо…"

Справедливости ради, стоит заметить, что представленные здесь эпизоды таинственной истории вовсе не части сценария, по которому снимается фильм. Никто, кроме съемочной группы и актерской команды, сценария не видел и не увидит! Это тайна за семью печатями, под стать самому сюжету фильма! То немногое, что описано тут – всего лишь фантазия автора на основе увиденного, а точнее, подсмотренного, а местами и додуманного во время съемочного процесса, за один день работы кинематографистов.

Надо немного подождать, пока фильм не выйдет на экраны, насладиться сохраненной интригой, лихими поворотами сюжетной линии, и, хочется верить, всем фильмом целиком. Осталось не так уж долго, будем надеяться, ожидание того стоит и оправдает наши надежды. А пока…

– Стоп, камера! Снято! На сегодня съемки окончены. Всем спасибо, все свободны!

пока…

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции